Принципы педагогического управления конфликтами в детском коллективе
Принципы педагогического управления конфликтами в детском коллективе
Гаус Ольга Сергеевна, учитель информатики, некоммерческое образовательное частное учреждение средняя общеобразовательная школа «Центр образования «САМСОН», г. Москва, kiss_o_ser@mail.ru
Большакова Наталья Андреевна, учитель математики, некоммерческое образовательное частное учреждение средняя общеобразовательная школа «Центр образования «САМСОН», г. Москва, bolshakovanataa@mail.ru
Соколова Карина Игоревна, учитель русского языка и литературы, некоммерческое образовательное частное учреждение средняя общеобразовательная школа «Центр образования «САМСОН», г. Москва, k.sololova@mail.ru
Аннотация. Статья посвящена анализу принципов и методик разрешения конфликтных ситуаций, на основе которого выделены и описаны особенности их использования в работе с обучающимися 5-11 классов. Грамотная профессиональная позиция педагога – взять на себя управление конфликтной ситуацией.
В современном обществе педагогическое управление конфликтами в детском коллективе играет ключевую роль в формировании здоровых отношений, развитии социальной компетентности и обеспечении благоприятной образовательной среды.
Конфликты в детском коллективе могут возникать по разным причинам и иметь различные формы проявления, и поэтому педагогу важно изучить основные принципы и использовать методики управления конфликтами, способные обеспечить их продуктивное разрешение и содействовать развитию эмоциональной интеллектуальной сферы личности ребенка. Конфликтологическая культура педагога – основной ресурс не только в развитии конструктивных взаимоотношений со всеми участниками образовательного процесса, но и актуальный образец, пример правильного поведения, моделирования личностной позиции, выстраивания отношений в социальной среде. При характеристике конфликтологической культуры личности, что, на наш взгляд, актуально в профессиональной деятельности учителя, А.Я. Анцупов Е.К. Иванова, Е.В. Савенкова, О.И. Щербакова, Н.Е. Щуркова и др. отмечают, что в её основе лежат ценностно-смысловые установки, личностная позиция, культура мышления, чувственно-эмоционального проявления, поведения, коммуникации [1, 3, 4].
Конфликтологическая культура учителя обеспечивает возможность принятия и реализации конструктивного решения, возникающих проблемных ситуаций, в качественном управлении образовательным процессом [4, 5]. В данном контексте фундаментальными принципами педагогического управления конфликтами в детском коллективе являются профилактика конфликтных ситуаций, развитие навыков урегулирования конфликтов, построение сотруднических взаимоотношений и развитие эмоциональной компетентности.
Конфликт (от лат. Сonflictus – ссора, столкновение, спор) определяется как отсутствие согласия между двумя или более сторонами, как столкновение противоположно направленных, и не совместимых друг с другом тенденций в сознании индивидов, в межличностных или межгрупповых взаимодействиях, связанное с отрицательными эмоциональными переживаниями [2]. Анализ принципов и методик разрешения конфликтных ситуаций, позволил нам выделить и описать особенности их использования в работе с обучающимися 5-11 классов.
Принцип активного слушания и эмпатии. Один из ключевых принципов управления конфликтами в детском коллективе - активное слушание и эмпатия. Педагог должен проявлять искренний интерес к проблемам и эмоциям детей, создавая таким образом доверительную атмосферу. Активное слушание позволяет педагогу понять причины конфликта, а эмпатия позволяет воспринимать эмоции детей и показывает, что их чувства и мнения важны.
Принцип ненасилия и ненавязчивости. Важно, чтобы педагогическое управление конфликтами основывалось на принципе ненасилия и ненавязчивости. Вместо применения физической или психологической силы, педагог должен помогать детям найти путь разрешения конфликта через диалог, сотрудничество и взаимопонимание. Важно учить детей, что насилие не является эффективным способом разрешения конфликтов, и что альтернативные методы, основанные на уважении и толерантности, являются более целесообразными и конструктивными.
Принцип развития навыков разрешения конфликтов. Педагогическое управление конфликтами также должно включать развитие навыков разрешения конфликтов у детей. Это включает научение детей слушать друг друга, выражать свои мысли и эмоции конструктивным способом, находить компромиссы и искать взаимовыгодные решения. Педагог должен учить детей принимать ответственность за свои действия и быть готовыми искать пути разрешения конфликтов, а не уклоняться от них.
Принцип индивидуального подхода. Каждый ребенок уникален и имеет свои индивидуальные особенности. Поэтому важно применять индивидуальный подход в управлении конфликтами. Педагог должен учитывать разный уровень развития социально-эмоциональных навыков у детей и предлагать различные стратегии разрешения конфликтов в зависимости от их способностей и потребностей. Некоторым детям, например, могут потребоваться дополнительные поддержка и руководство в разрешении конфликтов, в то время как другие могут быть способными самостоятельно найти адекватные решения.
Принцип справедливости и равноправия. Важно обеспечить справедливое и равноправное отношение к каждому ребенку при управлении конфликтами. Педагог должен проявлять беспристрастность и не позволять субъективным предпочтениям влиять на процесс разрешения конфликтов. Важно учить детей уважать различия и осознавать, что каждый человек имеет право на свое мнение и чувства.
Принцип обучения альтернативным стратегиям поведения. Педагогическое управление конфликтами должно включать обучение детей альтернативным стратегиям поведения. Педагог должен помочь детям осознать, что у них есть выбор в своем поведении и что они могут выбирать способы решения конфликтов, которые способствуют уважению и сотрудничеству. Педагог может использовать моделирование, ролевые игры и обсуждения, чтобы помочь детям понять, какие стратегии наиболее эффективны и подходят для конкретных ситуаций.
Принцип поощрения и поддержки. Важно поощрять и поддерживать детей в процессе разрешения конфликтов. Педагог должен отмечать усилия каждого ребенка и признавать их успехи в поиске конструктивных решений. Поддержка и похвала позволят детям чувствовать себя увереннее и мотивированнее в разрешении конфликтов.
Принцип эмоциональной поддержки. При управлении конфликтами в детском коллективе важно проявлять эмоциональную поддержку к каждому ребенку. Педагог должен быть внимательным к эмоциональному состоянию детей и готов поддержать их в трудные моменты. Это может включать выслушивание их чувств, утешение, понимание и поиск вместе с ребенком путей решения конфликта. Педагог может обучать детей эмоциональной грамотности, помогая им распознавать и управлять своими эмоциями и понимать, как эмоции влияют на конфликты и взаимоотношения.
Принцип сотрудничества и поиска взаимовыгодного решения. Педагог должен стимулировать детей работать вместе и искать взаимовыгодные решения конфликтов. Вместо поощрения соперничества и победителей, педагог должен научить детей сотрудничать, искать компромиссы и справедливые решения, которые учитывают интересы обеих сторон. Педагог может проводить групповые задания и игры, где дети учатся сотрудничать и решать конфликтные ситуации вместе.
Принцип превентивных мер. Кроме того, педагогическое управление конфликтами должно включать превентивные меры, направленные на предотвращение конфликтов. Педагог может создавать положительную и поддерживающую атмосферу в группе, где дети чувствуют себя безопасно и уважаемыми. Это может включать празднование и признание достижений каждого ребенка, установление четких правил и границ, наличие позитивных ритуалов и традиций, а также развитие навыков эмоциональной регуляции и коммуникации.
Педагогическое управление конфликтами в детско-юношеском коллективе является сложной, но важной задачей. Особенности среднего и старшего школьного возраста, интенсивное физиологическое развитие, психологическая неустойчивость, чрезмерная впечатлительность, перепады в эмоциональном состоянии и т.п. достаточно часто являются причиной, когда ученик не только становится участником, но и нередко триггером, провокатором в развитии конфликтной ситуации. Правильное применение принципов активного слушания, эмпатии, ненасилия, развития навыков разрешения конфликтов и индивидуального подхода позволяет создать безопасную и поддерживающую среду для разрешения конфликтов, развития социально-эмоциональной компетентности детей и формирования позитивных отношений в коллективе [4,5].
Необходимо научить детей быть внимательными и заботливыми по отношению к другим. Педагог должен создавать ситуации, в которых дети могут практиковать эти навыки в реальных ситуациях, и помогать им анализировать результаты своих действий.
Грамотная профессиональная позиция педагога – взять на себя управление конфликтной ситуацией. Именно управление, а не подавление интересов формирующейся личности. Наш опыт показывает, что конфликты в школьных коллективах следует предупреждать. Наш профессиональный опыт показывает, что внимательное отношение к возникающим «трениям», постоянное наблюдение за взаимоотношениями в коллективе, изучение и обсуждение личностной позиции обучающихся по проблемным ситуациям в школе, семье, в общении со сверстниками и т.п. позволяют грамотно выстроить линию педагогического управления конфликтами.
1. Анцупов А.Я. Профилактика конфликтов в школьном коллективе – М.: ВЛАДОС, 2003. –208 с.
2. Гришина Н. В. Психология конфликта. 2-е изд. — СПб.: Питер, 2022. — 576 с
3. Иванова Е.К., Чемерилова И.А. Конфликтологическая культура учителя и ее проявление в профессиональной деятельности // Вестник Башкирск. ун-та. 2015. №2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/konfliktologicheskaya-kultura-uchitelya-i-ee-proyavlenie-v-professionalnoy-deyatelnosti (дата обращения: 30.01.2024).
4. Конфликтология: Работа классного руководителя с родителями и обучающимися/Е.Л. Болотова , Л.И. Маленкова, Д.А. Парнов, Е.В. Савенкова – М.: ООО «Национальный книжный центр», 2013. – 112 с.
5. Максимова, М. В. Методы разрешения конфликтов в детских взаимоотношениях / М. В. Максимова. // Вопросы дошкольной педагогики. — 2016. — № 3 (6). — С. 168-171.