Современные методы формирования идеала гражданственности у школьников на уроках истории
Селиверстова Полина Михайловна, преподаватель-исследователь, учитель истории, некоммерческое образовательное частное учреждение средняя общеобразовательная школа «Центр образования «САМСОН», г. Москва, whbeswspo@gmail.com
Аннотация. В статье рассматриваются наиболее популярные и часто используемые приемы гражданско-патриотического воспитания на уроках истории, а также обозначены тенденции и особенности включения элементов исторической реконструкции в структуру занятий.
Ключевые слова: педагогика; гражданская позиция; патриотическое воспитание; гуманитарные дисциплины
Предметы гуманитарного цикла неразрывно связаны с вопросами воспитания гражданской позиции у обучающихся всех возрастов. Наиболее полно потенциал патриотического воспитания можно раскрыть при изучении истории, так как педагог-историк имеет уникальную возможность показать на примере исторических событий и жизни отдельных личностей, что в себя включает патриотизм, и в чем он может быть выражен. Важными факторами воспитания являются формирование индивидуально-личностного отношения школьников к изучаемым историческим темам, известным военным, государственным деятелям, применение активных форм, методов и приемов для стимулирования познавательной, творческой коллективной деятельности.
Понятие гражданственности претерпевало множество изменений. Данный термин в разные исторические периоды воспринимали как общественно-государственный патриотизм, как социально-политическую и юридическую дееспособность и даже как пролетарскую солидарность [5]. В современном понимании идеал гражданственности определен уровнем сформированности духовной культуры человека. Гражданственность рассматриваем по следующим аспектам: мировоззренческому, поведенческому, оценочному и культурному, проявляется в специфической гражданской деятельности. Гражданское воспитание чаще всего трактуется как целенаправленный и управляемый процесс формирования гражданских качеств, патриотических чувств, которые предполагают освоение компетенций и успешной созидательной деятельности [1, c. 21].
Возможности цифрового сотрудничества и оффлайн встреч со студентами педагогических университетов позволяют внедрить новые методы в образовательный процесс. Одним из наиболее зрелищных методов патриотического воспитания на уроках истории на сегодняшний момент является использование ресурсов и возможностей исторической реконструкции. Как показал опыт совместных конференций педагогов действующих и педагогов будущих, достаточно большое количество студентов и выпускников исторических факультетов состоят в реконструкторских клубах, либо имеют с ними контакты различной периодичности.
Реконструкторы на протяжении последних 10 лет все чаще принимают участие в мероприятиях просветительского характера: работа с абитуриентами на днях открытых дверей в университетах; приуроченные к памятным датам российской истории посещения школ; организация культурно-исторических фестивалей в столице и др.
Формат игровых практик вызывает симпатию в молодежной среде, так как, вместе с удовлетворением интеллектуальных запросов молодого поколения, обеспечивает творческую активность и становится средством культурной социализации. Воссоздание внешнего облика исторического объекта и моделирование события прошлого, практикуемые в исторической реконструкции, предусматривают следование определенным художественным стандартам или технологиям ушедших эпох. Однако создать историчный образ (например, с помощью костюма) сейчас можно относительно быстро, используя современные технические средства, что, безусловно, способствует росту популярности движения.
Историческая реконструкция в настоящее время превратилась в самостоятельного агента социализации. К сожалению, некоторые молодые люди ищут в реконструкции не новых знаний по истории, а возможности уйти от реальности, отвлечься, провести время. Однако погружение в определенную эпоху имеет гораздо большее значение. Оно дает возможность не просто забыть о своих повседневных делах, но и полностью переключить мышление. Человек начинает переосмысливать как свой быт, так и взгляды на жизнь.
Основные задачи реконструкции на уроках истории – погружение в события определенной исторической эпохи, доскональное изучение исторических фактов, перевоплощение с помощью предметов и костюмов для моделирования событийных картин. Наиболее успешными вариантами применения методов исторической реконструкции на занятиях в период с сентября 2022 года по январь 2024 стали:
– демонстрация реплики формы польского гайдука (головной убор, доломан и штаны) при изучении темы «Военное дело первой половины XVIIв.» (7 класс). Ученикам была предоставлена возможность изучить особенности костюма. Вспомогательная информация в виде иллюстраций из военно-исторических журналов, терминов и обозначений, а также изображений более мелких деталей формы была представлена в презентации;
– демонстрация реплики формы конного артиллериста императорской гвардии Наполеона Бонапарта на уроке истории, посвященном Отечественной войне 1812 года (9 класс). В ходе урока также использовались цифровые средства обучения: презентация с интерактивным элементом, оцифрованные документы и гравюры изучаемой эпохи.
Учащиеся 7 и 9 классов были максимально включены в работу на уроке: им было интересно ощутить материалы, оценить качество отделки формы, почувствовать себя героем ушедшей эпохи. Интерактивные задания в цифровом формате дополнили этап закрепления материала: ученики с удовольствием предпринимали попытки сопоставить термины с деталями формы военных XVIIи XIX вв. В целом, представленные уроки произвели приятное впечатление на учеников.
Практическая работа с воссозданными предметами инвентаря и формы, копиями исторических документов, или, например, приспособлениями, вышедшими из обихода, помогает развивать культурный кругозор, способствует общественной активности, обостряет чувство нового и неизведанного, формирует бережное и трепетное отношение к историческим памятникам. Позитивные эмоциональные переживания, связанные с деятельностью военно-патриотического характера, побуждают человека к дальнейшей активности, к преодолению препятствий на пути к поставленной цели. Это, в свою очередь, способствует формированию умений и навыков, необходимых для практической деятельности, и развитию чувств и мотивации будущего. Тактильный контакт с историческими предметами, в свою очередь, обеспечивает более полное восприятие темы урока [3].
Внедрение ресурсов исторической реконструкции в организацию уроков на данном этапе обязательно сопровождается цифровыми средствами обучения. Облачные сервисы и программы позволяют использовать интерактивные карты, видео, инфографику. Иллюстративный материал (карикатуры, плакаты, документы и т. д.) также стал более доступным благодаря цифровой среде. Способствует этому и активная деятельность архивов и исторических библиотек по оцифровке источников.
Историческая реконструкция несет в себе обширную научную информацию, полученную в процессе долгой исследовательской работы с различными видами источников. Участие в реконструкции обеспечивает погружение учащихся средней и старшей школы в конкретную историческую эпоху, позволяет воссоздать жизненный путь исторической личности или быт отдельного сословия. Вовлекая обучающихся в этот вид деятельности, мы позволяем им почувствовать весь драматизм событий, соприкоснуться с историей и стать активным участником действий давно минувших лет [2, с.112]. Применение метода реконструкции быстро находит отклик у учеников и способствует углубленному изучению всеобщей и российской истории, а также мотивирует детей участвовать в военно-патриотических мероприятиях школы.
Историческая реконструкция несет в себе обширную научную информацию, полученную в процессе долгой исследовательской работы с различными видами источников. Участие в реконструкции обеспечивает погружение обучающихся в конкретную историческую эпоху, вживание в конкретную историческую личность. Вовлекая обучающихся в этот вид деятельности, мы позволяем им почувствовать весь драматизм событий, соприкоснуться с историей и стать активным участником действий давно минувших лет [2, С.112].
Таким образом, историческую реконструкцию на уроках истории следует рассматривать как одну из разновидностей (форму интерпретации) игровых образовательных технологий. Опыт использования исторической реконструкции на урока истории показал, что участие подростков в реконструируемом событийном фрагменте или процессе во время изучения определённой темы положительно влияет на актуализацию интереса к истории как учебному предмету, а также на проявление и удовлетворение интеллектуальных запросов обучающихся. Участвуя в реконструкции исторических событий, обучающиеся реализуют личностные потребности в чувственно-эмоциональных переживаниях (что свойственно для подросткового возраста), и получают возможность творческого перевоплощения в ходе некоторой театрализации. Все это в совокупности повышает качество усвоения школьниками исторических знаний и, несомненно, благоприятно сказывается на формировании гражданско-патриотических качеств.
1. Гревцева Г.Я. Педагогические условия воспитания патриотизма обучающихся: теоретический и практический аспекты// Вестник ЮУрГУ. Серия: Образование. Педагогические науки. 2023. №3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/pedagogicheskie-usloviya-vospitaniya-patriotizma-obuchayuschihsya-teoreticheskiy-i-prakticheskiy-aspekty
2. Демидова А.С., Осипов А.Н., Федосова О.Ю. Живая история как один из перспективных способов формирования устойчивого интереса к собственной истории и развития патриотических качеств личности// Современные социальные и экономические процессы: проблемы, тенденции, перспективы регионального развития. 2023. №1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/zhivaya-istoriya-kak-odin-iz-perspektivnyh-sposobov-formirovaniya-ustoychivogo-interesa-k-sobstvennoy-istorii-i-razvitiya
3. Ледников Г.В. Развитие гражданских качеств на уроках истории и обществознания // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. 2019. №11-1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/razvitie-grazhdanskih-kachestv-na-urokah-istorii-i-obschestvoznaniya
4. Милованова И. Г., Удилова И. Я. Военно-историческая реконструкция, как одна из инновационных форм военно-патриотического воспитания молодежи // Бюллетень науки и практики. 2016. №12 (13). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/voenno-istoricheskaya-rekonstruktsiya-kak-odna-iz-innovatsionnyh-form-voenno-patrioticheskogo-vospitaniya-molodezhi
5. Никифоров Ю. Н., Скалина А. Н. О понятии «гражданственность» // Вестник Башкирск. ун-та. 2007. №4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/o-ponyatii-grazhdanstvennost
Селиверстова Полина Михайловна, преподаватель-исследователь, учитель истории, некоммерческое образовательное частное учреждение средняя общеобразовательная школа «Центр образования «САМСОН», г. Москва, whbeswspo@gmail.com
Аннотация. В статье рассматриваются наиболее популярные и часто используемые приемы гражданско-патриотического воспитания на уроках истории, а также обозначены тенденции и особенности включения элементов исторической реконструкции в структуру занятий.
Ключевые слова: педагогика; гражданская позиция; патриотическое воспитание; гуманитарные дисциплины
Предметы гуманитарного цикла неразрывно связаны с вопросами воспитания гражданской позиции у обучающихся всех возрастов. Наиболее полно потенциал патриотического воспитания можно раскрыть при изучении истории, так как педагог-историк имеет уникальную возможность показать на примере исторических событий и жизни отдельных личностей, что в себя включает патриотизм, и в чем он может быть выражен. Важными факторами воспитания являются формирование индивидуально-личностного отношения школьников к изучаемым историческим темам, известным военным, государственным деятелям, применение активных форм, методов и приемов для стимулирования познавательной, творческой коллективной деятельности.
Понятие гражданственности претерпевало множество изменений. Данный термин в разные исторические периоды воспринимали как общественно-государственный патриотизм, как социально-политическую и юридическую дееспособность и даже как пролетарскую солидарность [5]. В современном понимании идеал гражданственности определен уровнем сформированности духовной культуры человека. Гражданственность рассматриваем по следующим аспектам: мировоззренческому, поведенческому, оценочному и культурному, проявляется в специфической гражданской деятельности. Гражданское воспитание чаще всего трактуется как целенаправленный и управляемый процесс формирования гражданских качеств, патриотических чувств, которые предполагают освоение компетенций и успешной созидательной деятельности [1, c. 21].
Возможности цифрового сотрудничества и оффлайн встреч со студентами педагогических университетов позволяют внедрить новые методы в образовательный процесс. Одним из наиболее зрелищных методов патриотического воспитания на уроках истории на сегодняшний момент является использование ресурсов и возможностей исторической реконструкции. Как показал опыт совместных конференций педагогов действующих и педагогов будущих, достаточно большое количество студентов и выпускников исторических факультетов состоят в реконструкторских клубах, либо имеют с ними контакты различной периодичности.
Реконструкторы на протяжении последних 10 лет все чаще принимают участие в мероприятиях просветительского характера: работа с абитуриентами на днях открытых дверей в университетах; приуроченные к памятным датам российской истории посещения школ; организация культурно-исторических фестивалей в столице и др.
Формат игровых практик вызывает симпатию в молодежной среде, так как, вместе с удовлетворением интеллектуальных запросов молодого поколения, обеспечивает творческую активность и становится средством культурной социализации. Воссоздание внешнего облика исторического объекта и моделирование события прошлого, практикуемые в исторической реконструкции, предусматривают следование определенным художественным стандартам или технологиям ушедших эпох. Однако создать историчный образ (например, с помощью костюма) сейчас можно относительно быстро, используя современные технические средства, что, безусловно, способствует росту популярности движения.
Историческая реконструкция в настоящее время превратилась в самостоятельного агента социализации. К сожалению, некоторые молодые люди ищут в реконструкции не новых знаний по истории, а возможности уйти от реальности, отвлечься, провести время. Однако погружение в определенную эпоху имеет гораздо большее значение. Оно дает возможность не просто забыть о своих повседневных делах, но и полностью переключить мышление. Человек начинает переосмысливать как свой быт, так и взгляды на жизнь.
Основные задачи реконструкции на уроках истории – погружение в события определенной исторической эпохи, доскональное изучение исторических фактов, перевоплощение с помощью предметов и костюмов для моделирования событийных картин. Наиболее успешными вариантами применения методов исторической реконструкции на занятиях в период с сентября 2022 года по январь 2024 стали:
– демонстрация реплики формы польского гайдука (головной убор, доломан и штаны) при изучении темы «Военное дело первой половины XVIIв.» (7 класс). Ученикам была предоставлена возможность изучить особенности костюма. Вспомогательная информация в виде иллюстраций из военно-исторических журналов, терминов и обозначений, а также изображений более мелких деталей формы была представлена в презентации;
– демонстрация реплики формы конного артиллериста императорской гвардии Наполеона Бонапарта на уроке истории, посвященном Отечественной войне 1812 года (9 класс). В ходе урока также использовались цифровые средства обучения: презентация с интерактивным элементом, оцифрованные документы и гравюры изучаемой эпохи.
Учащиеся 7 и 9 классов были максимально включены в работу на уроке: им было интересно ощутить материалы, оценить качество отделки формы, почувствовать себя героем ушедшей эпохи. Интерактивные задания в цифровом формате дополнили этап закрепления материала: ученики с удовольствием предпринимали попытки сопоставить термины с деталями формы военных XVIIи XIX вв. В целом, представленные уроки произвели приятное впечатление на учеников.
Практическая работа с воссозданными предметами инвентаря и формы, копиями исторических документов, или, например, приспособлениями, вышедшими из обихода, помогает развивать культурный кругозор, способствует общественной активности, обостряет чувство нового и неизведанного, формирует бережное и трепетное отношение к историческим памятникам. Позитивные эмоциональные переживания, связанные с деятельностью военно-патриотического характера, побуждают человека к дальнейшей активности, к преодолению препятствий на пути к поставленной цели. Это, в свою очередь, способствует формированию умений и навыков, необходимых для практической деятельности, и развитию чувств и мотивации будущего. Тактильный контакт с историческими предметами, в свою очередь, обеспечивает более полное восприятие темы урока [3].
Внедрение ресурсов исторической реконструкции в организацию уроков на данном этапе обязательно сопровождается цифровыми средствами обучения. Облачные сервисы и программы позволяют использовать интерактивные карты, видео, инфографику. Иллюстративный материал (карикатуры, плакаты, документы и т. д.) также стал более доступным благодаря цифровой среде. Способствует этому и активная деятельность архивов и исторических библиотек по оцифровке источников.
Историческая реконструкция несет в себе обширную научную информацию, полученную в процессе долгой исследовательской работы с различными видами источников. Участие в реконструкции обеспечивает погружение учащихся средней и старшей школы в конкретную историческую эпоху, позволяет воссоздать жизненный путь исторической личности или быт отдельного сословия. Вовлекая обучающихся в этот вид деятельности, мы позволяем им почувствовать весь драматизм событий, соприкоснуться с историей и стать активным участником действий давно минувших лет [2, с.112]. Применение метода реконструкции быстро находит отклик у учеников и способствует углубленному изучению всеобщей и российской истории, а также мотивирует детей участвовать в военно-патриотических мероприятиях школы.
Историческая реконструкция несет в себе обширную научную информацию, полученную в процессе долгой исследовательской работы с различными видами источников. Участие в реконструкции обеспечивает погружение обучающихся в конкретную историческую эпоху, вживание в конкретную историческую личность. Вовлекая обучающихся в этот вид деятельности, мы позволяем им почувствовать весь драматизм событий, соприкоснуться с историей и стать активным участником действий давно минувших лет [2, С.112].
Таким образом, историческую реконструкцию на уроках истории следует рассматривать как одну из разновидностей (форму интерпретации) игровых образовательных технологий. Опыт использования исторической реконструкции на урока истории показал, что участие подростков в реконструируемом событийном фрагменте или процессе во время изучения определённой темы положительно влияет на актуализацию интереса к истории как учебному предмету, а также на проявление и удовлетворение интеллектуальных запросов обучающихся. Участвуя в реконструкции исторических событий, обучающиеся реализуют личностные потребности в чувственно-эмоциональных переживаниях (что свойственно для подросткового возраста), и получают возможность творческого перевоплощения в ходе некоторой театрализации. Все это в совокупности повышает качество усвоения школьниками исторических знаний и, несомненно, благоприятно сказывается на формировании гражданско-патриотических качеств.
1. Гревцева Г.Я. Педагогические условия воспитания патриотизма обучающихся: теоретический и практический аспекты// Вестник ЮУрГУ. Серия: Образование. Педагогические науки. 2023. №3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/pedagogicheskie-usloviya-vospitaniya-patriotizma-obuchayuschihsya-teoreticheskiy-i-prakticheskiy-aspekty
2. Демидова А.С., Осипов А.Н., Федосова О.Ю. Живая история как один из перспективных способов формирования устойчивого интереса к собственной истории и развития патриотических качеств личности// Современные социальные и экономические процессы: проблемы, тенденции, перспективы регионального развития. 2023. №1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/zhivaya-istoriya-kak-odin-iz-perspektivnyh-sposobov-formirovaniya-ustoychivogo-interesa-k-sobstvennoy-istorii-i-razvitiya
3. Ледников Г.В. Развитие гражданских качеств на уроках истории и обществознания // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. 2019. №11-1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/razvitie-grazhdanskih-kachestv-na-urokah-istorii-i-obschestvoznaniya
4. Милованова И. Г., Удилова И. Я. Военно-историческая реконструкция, как одна из инновационных форм военно-патриотического воспитания молодежи // Бюллетень науки и практики. 2016. №12 (13). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/voenno-istoricheskaya-rekonstruktsiya-kak-odna-iz-innovatsionnyh-form-voenno-patrioticheskogo-vospitaniya-molodezhi
5. Никифоров Ю. Н., Скалина А. Н. О понятии «гражданственность» // Вестник Башкирск. ун-та. 2007. №4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/o-ponyatii-grazhdanstvennost