Научные работы и статьи

Потенциал цифровой среды в стимулировании учебно-познавательной деятельности младших школьников на уроках иностранного языка

Потенциал цифровой среды в стимулировании учебно-познавательной деятельности младших школьников на уроках иностранного языка

Корешкова Елена Александровна, учитель английского языка, Некоммерческое образовательное частное учреждение средняя общеобразовательная школа «Центр образования «САМСОН», г. Москва, korlena99@yandex.ru

Королева Полина Сергеевна, учитель английского языка, Некоммерческое образовательное частное учреждение средняя общеобразовательная школа «Центр образования «САМСОН», г. Москва, polinakorolevacmp@yandex.ru

Аннотация. В статье рассматриваются возможности и практика использования информационно-коммуникационных технологий для активизации учебно-познавательной деятельности школьников младшего возраста при изучении иностранного языка.

Ключевые слова: цифровая образовательная среда, учебно-познавательная деятельность, младшие школьники, образовательный процесс, мультимедиа, информационно-коммуникационные технологии, эдьютейнмент.

В современном мире, глобально изменившемся благодаря технологическому прогрессу, сложно представить какую-либо сферу жизни человека без информационных технологий. Так и одна из самых важных сфер в жизни нашего общества, сфера образования, активно претерпевает цифровизацию, которая с каждым годом выходит на новый уровень. Именно поэтому вопрос потенциала цифровой среды в стимулировании учебно-познавательной деятельности школьников является одним из наиболее актуальных в современном образовании [3]. Полагаем, в профессиональной деятельности учителя иностранного языка актуально изучить и использовать стимулирующие возможности цифровой среды на примере организации учебно-познавательной деятельности обучающихся начальных классов.

Цифровая образовательная среда (далее ЦОС) – это «использование в образовательном процессе различных цифровых технологий и цифровых образовательных ресурсов как средств обучения» [8]. ЦОС в современной школе создает необходимые условия для внедрения в традиционную систему обучения электронных образовательных ресурсов. Так как современное поколение детей растет в условиях цифровизации жизни, и совершенно справедливо IT-специалисты, психологи, педагоги называют молодое поколение – «цифровые аборигены». Дети, молодежь не представляют себе мир и свое существование без гаджетов, Интернета, они успешно осваивают и умело используют современные информационно-коммуникационные технологии, цифровые ресурсы помогают им формировать комфортную среду. Несомненно, цифровизация образовательной среды положительно влияет на восприятие школьниками процесса образования. ЦОС общеобразовательной организации включает следующие информационные образовательные технологии: электронные учебные пособия, рабочие тетради и тесты, компьютерные развивающие игры, электронные обучающие программы и технология дистанционного обучения, цифровую педагогику и методики интерактивного обучения [5, 7].

Несмотря на то, что учебная деятельность является ведущей для младших школьников, актуальность игры все еще сохраняется, а электронные ресурсы позволяют эффективно использовать её в процессе обучения. Так, использование цифровых и игровых технологий в изучении иноязычной коммуникативной культуры в значительной степени повышает познавательный интерес учащихся, развивает их творческие способности и внутреннюю мотивацию, а также позволяет закрепить изученный материал. Применение ЦОС также помогает сэкономить время на уроке, что, в свою очередь, позволяет усвоить больший объем материала [2]. Кроме того, цифровая образовательная среда предоставляет широкие возможности для реализации разносторонних коммуникативных и действенных взаимоотношений. В настоящее время тип отношений “учитель – средства обучения – ученик” актуален и характерен при использовании технических средств обучения. [8]

В условиях использования цифровой образовательной среды также возникает вопрос об использовании мультимедийных средств обучения. К ним обычно относят совокупность технических средств обучения (ТСО) и дидактические средства обучения (ДСО). Известный педагог К. Д. Ушинский говорил: «Детская природа требует наглядности». Так, использование мультимедиа позволяет достичь высокой степени наглядности, при этом облегчая как процесс преподавания, так и обучения. С помощью обычного компьютера и проектора можно включить учащимся на уроке музыку, записанную иностранную речь, видеоклипы, фильмы, презентации с анимацией и многое другое [2]. Мультимедиа могут быть использованы для объявления темы урока, при изучении нового материала, его закреплении и контроля знаний, умений и навыков, а также при проверке домашнего задания. Однако данные средства должны соответствовать ФГОС, а также техническим, эстетическим и психолого-педагогическим требованиям. Следует также учитывать адаптивность к возрастным и индивидуальным возможностям обучающихся для подбора наиболее эффективных мультимедийных средств обучения. Выделяют следующие дидактические требования и задачи ЦОС для учащихся согласно основным требованиям ФГОС общего образования:

-расширение возможностей построения образовательной траектории;

-доступ к самым современным образовательным ресурсам;

-повышение интереса к обучению;

-улучшение результатов освоения образовательной программы;

-развитие проектно-исследовательской деятельности;

-растворение рамок образовательных организаций до масштабов всего мира.

Однако перед современным учителем встала задача активного поиска мер повышения эффективности обучения и обеспечения вовлечённости младших школьников в новый формат образования. Одной из движущих сил необходимых изменений становятся сами дети, которые легко переходят к новым форматам обучения, учитывая качество используемых технических средств. В связи с таким активным развитием и применением ЦОС важно определить дидактические подходы к организации ЦОС в начальной школе, реализация которых позволяет приблизиться к решению проблемы цифровизации образования [6,8]. Следует также учитывать позиции психологов, медиков, физиологов и гигиенистов детства об ограничениях, целесообразности использования ресурсов ЦОС в образовательном процессе и соблюдении требований безопасности и соответствующих рекомендаций. В Центре образования «Самсон» для грамотного использования ЦОС разработан целый пакет локальных актов, которые регламентируют деятельность педагогических работников и других участников образовательных взаимоотношений в условиях цифровой трансформации образования[4, 7].

Так, оптимальное количество учебных занятий с использованием компьютерной техники в течение дня для младших школьников составляет один урок, а внеурочные занятия для обучающихся 2-5-х классов целесообразно проводить не чаще 2 раз в неделю, суммарной продолжительностью не более 60 минут. При организации ЦОС сегодня повсеместно применяются эдьютейнмент-технологии, то есть «цифровой контент, соединяющий образовательные и развлекательные элементы и обеспечивающий при этом информирование аудитории при максимально облегченном анализе событий» [3]. Использование ЦОС позволяет интегрировать разнообразные игровые элементы в обучении, позволяя избежать монотонности. Также использование электронных дидактических ресурсов в ЦОС помогают настроить обучающихся на активное познание мира. При обучении в цифровой среде решаются задачи не только достижения учебной цели, но и формирования эффективного цифрового мышления. Перспективным направлением дальнейших исследований является разработка педагогических технологий применения электронных ресурсов определённой функциональной направленности в обучении младших школьников [1].

Таким образом, можно с уверенностью заявить о значительном потенциале ЦОС для решения педагогических задач по активизации и управлению учебно-познавательной деятельностью младших школьников. Так, цифровые платформы предлагают большое число дидактических, контрольно-диагностических, методических материалов, возможность для изучения практики достижения высоких результатов в образовательном процессе. ЦОС улучшает качество преподавания, позволяя увеличить интерес к предмету «Иностранный язык», что в разы повышает эффективность и результативность обучаемости. ЦОС позитивно воздействует на эмоциональное состояние учащихся младших классов.

1. Белоусова Л. И., Олифиренко Л.В. Дидактический потенциал цифровых образовательных ресурсов младших школьников / Белоусова Л. И., Олифиренко Л.В.// Научно-практический журнал Педагогическая пресса. – 2012. № 1(23).— С.13

2. Веретко Е. Г. Применение мультимедиа технологий в начальной школе / Е. Г. Веретко // Вестник магистратуры. — 2021. — № 4 (9112). — С. 92–95.

3. Гнатюк, О. Л. Основы теории коммуникации / О. Л. Гнатюк. – М., 2010. – 256 с.

4. Здоровьесберегающее личностно-ориентированное образование в современных условиях: традиции, опыт, перспективы развития: Практико-ориентированная монография / Под. ред. проф. д.м.н. А.Р. Вирабовой, проф., к.п.н., доцента О.А. Шкляровой. Москва: Пробел-2000, 2021. -248с.

5. Менеджмент образования в условиях информатизации: монография / под ред. проф. О.П. Осиповой. – Москва : МПГУ, 2021. – 440 с. http://www.iprbookshop.ru/105907.html

6. Пичугин С.С. Роль и место цифровизации в формировании образовательной среды в начальной школе / C.C. Пичугин, Л.А. Громова, В.Ф. Красноперова // Инновационные проекты и программы в образовании №6, 2021. — С. 76, 79.

7. Поддуба С.Г., Осипова О.П. Цифровая образовательная среда в практике деятельности общеобразовательных организаций /С.Г.Поддуба, О.П. Осипова //Антропологическая дидактика и воспитание. – 2022. – №3. – с. 144-162

8. Шилова О. Н. Цифровая образовательная среда: педагогический взгляд / О. Н. Шилова // Человек и образование. – Санкт-Петербург. – 2020. № 2 (63). С. 36–41.