Исследовательская и проектная деятельность как объект педагогического управления.
Исследовательская и проектная деятельность как объект педагогического управления.
Карпова Людмила Михайловна, учитель начальных классов, некоммерческое образовательное частное учреждение средняя общеобразовательная школа «Центр образования «САМСОН», г. Москва, irina.drozhzhina@list.ru
Короткова Полина Борисовна, учитель начальных классов, некоммерческое образовательное частное учреждение средняя общеобразовательная школа «Центр образования «САМСОН», г. Москва, natal-ruanova@yandex.ru
Юдакова Светлана Владимировна, учитель начальных классов, некоммерческое образовательное частное учреждение средняя общеобразовательная школа «Центр образования «САМСОН», г. Москва, natal-ruanova@yandex.ru
Аннотация. Статья носит просветительский характер, посвящена работе педагога по управлению проектно-исследовательской деятельностью обучающихся в начальной школе. Приведены примеры управления деятельностью младших школьников при создании проекта «Удивительный продукт».
Ключевые слова: педагогическое управление, исследовательская деятельность, проектная деятельность, проектно-исследовательская деятельность.
Проектно-исследовательская деятельность обучающихся при умелом и грамотном педагогическом управлении способствует повышению мотивации учебной деятельности, развивает у школьников разные формы и виды научного, научно-практического мышления, потребности и активности в самообразовании, способствует формированию метапредметной грамотности, воспитывает личностные качества, стимулирует творческие способностей. [1, 2, 4]
Педагогическое управление исследовательской и проектной деятельностью предполагает четкое представление учителем существующих различий между учебным проектом и учебным исследованием [2]:
– учебное исследование – это работа,которая носит теоретический(преимущественно информационно-аналитический) характер и нацелена на «открытие» обучающимся новых для него научных знаний. Цель теоретического исследования – решение познавательной задачи. Педагогу необходимо направить обучающихся на понимание того, что, зачем и как ему необходимо узнать для решения конкретной проблемы;
– учебный проект – это работа, которая имеет практический характер и направлена на нахождение конкретного средства, способа, формы для решения познавательной или практической задачи.
Как показывает наш опыт управления проектно-исследовательской деятельностью младших школьников, нет острой необходимости выделять чисто исследовательские и только проектные работы. В любом исследовании необходима проектная составляющая деятельность, так же в основе проекта лежит определенное теоретическое исследование.
Педагог, руководящий проектной деятельностью обучающихся, должен учитывать эти особенности и четко структурировать для себя весь ход работы над проектом. Руководителю проекта необходимо грамотно выстроить все этапы работы по организацию и сопровождению проектно-исследовательской деятельности обучающихся:
– создать условия для выбора темы, помочь с определением проблемы, формулировкой гипотезы, задач и выбором методов исследования. Важно не предлагать готовые вариант, а обучая, объясняя, собеседуя, демонстрируя примеры помогать ученику сделать такой выбор, предложить рабочие варианты формулировки;
– сначала продумать самому, а потом обсудить с учеником на какие имеющиеся знания можно опереться в ходе работы, какие знания учащиеся приобретут. Современные школьники свободно владеют поисковыми системами и способны найти достаточное количество актуальной информации. Главное объяснить, что такое достоверная информация, какую информацию следует и должно использовать, а от какой лучше всего отказаться;
– предусмотреть условия и средства для успешной работы над проектом: оборудование, инструменты, источники информации, методы проведения различных исследовательских и проектных работ, обсудить предполагаемый итоговый продукт;
– четко выстроить план сопровождения (дорожную карту педагогического управления) и своевременнонаправлять (регулировать, корректировать) работу обучающихся над проектом, одновременно поощряя их активность, ответственность и творческую самостоятельность.
В качестве демонстрации опыта мы познакомить коллег с конкретным примером педагогического управления проектно-исследовательской деятельностью младших школьников. Работа над проектом учащихся первых классов, тема «Удивительный продукт».
В самом начале, чтобы дети заинтересовались темой и выбрали ее для своего проекта, педагоги предложили посмотреть мультфильм о Винни – Пухе. После просмотра в беседе акцентировали внимание детей на словах главного героя: «Мёд – это самое лучшее, что есть на свете!». Учащиеся заинтересовались, так ли это. Так родилась тема проекта и проблема: какие свойства меда позволили Вини Пуху назвать его лучшим?
Под руководством педагогов были поставлены задачи: изучить литературу по теме; узнать, кто производит мед; изучить жизнь пчелиной семьи; конкретизировать знания об областях применения меда; создать сборник «Уроки тетушки Пчелы».
– изучить тематическую литературу, используя в том числе и Интернет-ресурсы;
– обобщить и описать собранные сведения;
– создать сборник информации о меде под названием «Уроки тетушки Пчелы»;
– готовить выступление и презентацию к защите проекта.
Педагоги совместно с учениками обсудили и выбрали методы работы над проектом. При чем при выборе методов важно было объяснить особенности каждого метода, его достоинства и недостатки. В очень доступной форме, используя прием беседы и донаучного опыта младших школьников были определены и выбраны методы: поиска и анализа информации; выдвижения гипотезы; эксперимента; фотосъёмки; рефлексии.
Интерес учащихся к совместному проекту постоянно поддерживался педагогами. Каждый ученик самостоятельно собирал информацию по своему конкретному заданию, готовил презентацию, чтобы представить ее своим одноклассникам. Фотоснимки, комментарии учеников обсуждались во внеурочное время (см. Фото1)
.
Фото 1. Разные виды меда
Наиболее интересные факты о свойствах меда, полученные из сообщений, решили проверить на практике. Были проведены экспериментальные мероприятия. Прежде всего определяли качество меда (качественный мед стекает с ложки непрерывной струйкой и не имеет осадка и твердых частичек при рассасывании); (см. Фото 2)
Фото 2. Проверяем качество меда
Второй опыт с йодом позволил учащимся убедиться в отсутствии примесей крахмала, который недобросовестные пчеловоды могут добавить в мед для увеличения его массы (см. Фото 3);
Фото 3. Проверка примесей в меде
Дети были удивлены, что не весь мед, который они использовали для опытно-экспериментальной проверки оказался качественным (см. Фото 4). Ученики пришли к выводу: «Конечно, некачественный мед можно использовать в пищу, потому что в его составе крахмал, сахарный сироп, вода, но для здоровья ценность такого меда невелика». «Вини Пух точно такой мен не назвал бы ЛУЧШИМ».
Фото. 4 Результаты проверки меда на наличие примесей
Некоторые опыты дети продолжили дома. Так дома дети под руководством родителей сделали маски с медом для лица и волос и описали собственные ощущения. Многие попробовали использовать мед в кулинарии. Испекли торт «Медовик» и медовые пряники.
В ходе исследовательского проекта было собрано так много интересных фактов о меде, о происхождении, качествах, применении, что захотелось поделиться своими знаниями с остальными ребятами школы «Самсон». Первоклассники создали сборник «Уроки тетушки Пчелы». В сборник вошли пословицы и поговорки о меде, медовые стихи, стихи про пчелу, загадки о меде, про пчелу, пасеку, улей, рой и воск, стихи про Медовый спас, медовая викторина, рецепты домашней косметики с медом и кулинарные рецепты. Также была внесена интересная и научная информация о меде и пчелах, праздниках и памятниках, связанных с пчелами и медом.
Итоговым мероприятием, завершающим цикл учебнойисследовательской и проектной деятельностиобучающихся, сталазащита подготовленного исследовательского проекта на школьной научно-практической конференции «Я познаю мир». Работа так понравилась жюри и зрителям, что проект был выдвинут на участие в городской конференции, где занял 1 место.
Участие в этом исследовательском проекте помогло каждому ученику попробовать свои силы в совместной проектно-исследовательской работе, испытать успех. Были освоены умения, связанные со поиском, выбором и изучением информации, планирование и выполнением работ по разработке своего мини-проекта в рамках большого совместного проекта. Для младших школьников был важен опыт публичного выступления перед аудиторией с результатами своей работы.
3. Новожилова М.М. Как корректно провести учебное исследование: от замысла к открытию / М.М. Новожилова, С.Г. Воровщиков, И.В. Таврель. – М.: 5 за знания, 2007. – 160 с.
4. Романова, Г. А. Руководство проектной деятельностью обучающихся: учебно-методическое пособие /Г.А. Романова; Министерство образования Московской области, Академия социального управления. – М.: АСОУ, 2020. – 108 с.