Научные работы и статьи

Дискуссионная технология как метод воспитания культуры полемики у обучающихся на уроке и во внеурочной деятельности

Дискуссионная технология как метод воспитания культуры полемики у обучающихся на уроке и во внеурочной деятельности

Печенкина Анна Игоревна, учитель английского языка некоммерческое образовательное частное учреждение средняя общеобразовательная школа «Центр образования «САМСОН», г. Москва, anna.pechenkina2001i@gmail.com

Аннотация. Статья посвящена актуальности применения технологии дискуссии в школах как ресурса воспитания у обучающихся навыков полемики.

Ключевые слова: дискуссия, полемика, коммуникативные навыки

Человек существует в обществе и находится в постоянном контакте с другими людьми. Чтобы решить какую-либо проблему, выразить или отстоять свою позицию, необходимо владеть хорошими коммуникативными навыками, которые нужно развивать с самого детства. В системе школьного образования, с целью обучения детей этим навыкам, учителя внедряют такой метод группового обучения, как дискуссия.

Стоит начать с того, что дискуссию часто путают с полемикой. С.Г. Воровщиков пишет «Дискуссия и полемика – виды спора, состоящие, в первом случае, в достижении определённой степени согласия, во втором – победы одной стороны над другой. Традиционно дискуссия рассматривается как критический диалог, деловой спор, свободное обсуждение проблем» [1, с. 208] Таким образом, у участников дискуссии нет цели победить друг друга. Задача участников – представить свою точку зрения для обсуждения и попытаться скорректировать решение рассматриваемой темы или проблемы. Цель дискуссии – движение к истине, используя корректные, социально и коммуникативно приемлемые приёмы обмена мнениями. Полемика же соревновательна, участники воспринимаются не как собеседники, а как оппоненты, цель каждого из которых – добиться признания своей идеи и опровергнуть остальные. Полемика – заведомо ложный путь, который не приведет к конструктивному диалогу. Не учитывая интересы друг друга и не пытаясь решить ситуацию корректными способами [3], люди не смогли бы мирно сосуществовать. Каждый человек хочет отстоять свою позицию, доказать свою правоту, но в таком случае человек не сможет реализоваться в обществе, где он будет казаться высокомерным, нежелающим услышать чужую позицию.

С позиции продуктивной социализации, формировании культуры общения и самовыражения у учащихся необходимо воспитывать навыки корректной полемики, то есть дискуссии. С.Г. Воровщиков, Г.И. Немец описывая основные правила участия в дискуссии затрагивают многие аспекты – от внешнего вида, до мимики, жестов. Так, Г.И. Немец пишет, что такие выражения как «Ты ошибаешься», «Ты не прав», «Это не верно» не следует использовать, так как они считаются демонстрацией неуважительной позиции по отношению к собеседнику [4]. Неудавшаяся коммуникация способна привести к конфликту, обострению отношений, усугублению нерешенной проблемы. Школьники младшего и среднего звена особенно уязвимы, ведь обиды в детском возрасте или конфликты в подростковом возрасте могут привести к неуверенности в себе, если ребенок не смог отстоять свою позицию; к тому, что другие будут считать его слабым. Мы не сможем воспитать самодостаточное, сильное духом поколение, если не сформируем умения самоконтроля и эмоциональной устойчивости, например, в процессе дискуссии.

Конечно, во время уроков учителя могут следить за происходящим, не позволяя небольшому спору перерасти в крупный конфликт. Но современные технологии позволяют школьникам продолжить общение за пределами школы, и спор на уроке может перерасти в конфликтную ситуацию, сопровождаться унизительными комментариями и даже озвучиванием угроз. Воспитание культуры полемики научит детей уважительно по отношению к друг другу отстаивать свою позицию и вместе приходить к компромиссу.

Будущее детей также отчасти зависит от их навыков коммуникации. В наше время как никогда ценятся «soft skills» (пер. гибкие навыки), и такие гибкие навыки, как умение сотрудничать, искусство убеждать, адаптироваться формируются в процессе обучения детей дискуссии. Во время дискуссии дети тренируются быть уважительнее, толерантнее, становятся более стрессоустойчивыми.

Дискуссия также позволяет превратить факты, набор знаний в личный опыт учащегося, благодаря чему человек становится мудрее, открывает для себя новые истины.

Дискуссия важна не только с точки зрения воспитания культуры полемики, но и развития языковых способностей для межкультурной коммуникации. Глобализация привела к тому, что люди из совершенно разных культур должны уметь находить общий язык, чтобы сотрудничать и работать на благо человечества. На уроках английского языка в школе «Самсон» учителя применяют различные виды дискуссии в зависимости от уровня владения английским языком. Например, панельная дискуссия, дебаты, круглый стол. Один из известных методов – метод «Харкнесс», когда ученику необходимо опираться на идеи, выраженные предыдущим говорящим [2]. Подобная техника позволяет научить детей слушать и слышать, что хочет донести их собеседник. Во время дискуссии ученики учатся преодолевать языковой барьер, развивают навыки устной речи, пополняют словарный запас и отрабатывают различные грамматические темы.

Внедрение дискуссий на различных уроках помогает расширить кругозор обучающихся, показав им, что в каждой сфере существует множество спорных моментов. Чем шире кругозор обучающегося, чем легче ему аргументировать свою позицию, занимать лидирующую позицию в дискуссии.

Одной из задач школьного образования всегда было и будет подготовка и воспитание будущих граждан, готовых вместе мирно совершать новые открытия и быть двигателем прогресса. Для развития государства очень важно хранить и передавать знания, сотрудничать и достигать новых горизонтов вместе.

Таким образом, дискуссия – эффективный метод обучения, который способствует многостороннему развитию личностных качеств у обучающихся. Навыки, приобретённые в процессе инициированных учителем дискуссий, полемики на площадке урока и/или во внеурочной деятельности, помогут обучающимся успешно выстраивать конструктивные отношения во взрослой жизни. Дискуссионные навыки важны как в деловом, так и межкультурном общении.

1. Воровщиков С.Г.Азбука логичного мышления: Учебное пособие для учащихся старших классов. — М.: «5 за знания», 2007. — 352 с.

2. Заруцкая Е. В. Использование технологии «Паутина» в обучении дискуссионным умениям на иностранном языке студентов уровня С1 при проведении групповой дискуссии без модератора // Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2020. №4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ispolzovanie-tehnologii-pautina-v-obuchenii-diskussionnym-umeniyam-na-inostrannom-yazyke-studentov-urovnya-s1-pri-provedenii-gruppovoy

3. Ивин, А. А. Логика: учебник для гуманитарных вузов. – Москва: Фаир-пресс, 1999. – 320 с.

4. Немец, Г. И. Полемика как эффективный метод развития коммуникативных навыков при обучении русскому языку как иностранному / Г. И. Немец // Актуальные проблемы теоретической и прикладной лингвистики. – Краснодар: ФГК военное ОУ ВО «Краснодарское высшее военное авиационное училище летчиков им. Героя Советского Союза А.К. Серова» Минобор РФ, 2017. – С. 43-56.