Воспитание культуры поведения и взаимоотношений в детском коллективе у младших школьников в досуговой деятельности
Воспитание культуры поведения и взаимоотношений в детском коллективе у младших школьников в досуговой деятельности
Фомченкова Анна Сергеевна, учитель начальных классов, некоммерческое образовательное частное учреждение средняя общеобразовательная школа “Центр образования "САМСОН”, г. Москва, sharikova_nyuta@mail.ru
Аннотация. В статье раскрываются некоторые аспекты воспитания культуры поведения младших школьников. Дана характеристика мотивационного и эмоционально-деятельностного компонентов в формировании социально адекватного поведения. Рассматриваются особенности культурно-досуговой деятельности, как оптимальной среды воспитания культуры поведения младшего школьника.
Ключевые слова: культура поведения младшего школьника; компоненты формирования поведения; культурно-досуговая деятельность.
В современном мире формирование культуры поведения детей является острым вопросом, который должен тщательно изучаться педагогами, психологами и прочими специалистами, чья деятельность связана с работой с детьми, поскольку то, что будет заложено ребенку в детстве, будет отражать его мировоззрение, ценностные ориентиры и самовыражение в любой деятельности в будущем. В связи с этим, представляется актуальным акцентуация внимание к культуре поведения в социуме, которая напрямую связана с воспитанием и обучением ребенка в образовательных организациях [5, 7].
В Центре образования «САМСОН» основой развития и обучения детей выступает личностно-ориентированных подход, который предусматривает принятие педагогом индивидуальных особенностей здоровья и развития учеников как основы реализации управления образовательным процессом. Деятельность коллектива образовательного учреждения направлена в первую очередь на создание и поддержание здоровьесберегающей личностно-ориентированной образовательной среды, обеспечивающей сохранность здоровья и всестороннее развитие каждого ребенка. Именно пристальное внимание уделяется формированию положительного психологического климата в процессе проведения уроков и внеурочных занятий. Комплекс перечисленных установок положительно влияет на раскрытие личностного потенциала учеников, сохраняет и развивает интерес к учебно-познавательному процессу, стимулирует творчество и здоровое развитие детей [3, 4].
Центр образования «Самсон» работает в режиме школы полного дня. Особое внимание уделяется организации второй половины дня младших школьников – оптимальному сочетанию таких режимных моментов как самостоятельное выполнение домашних заданий, физическое и творческое развитие, а также игровая деятельность и питание. Для ребенка организованный досуг – возможность и способы духовно-нравственного развития, самореализации по разным направленностям дополнительного образования. Грамотно организованная досуговая деятельность в школе – это условия для формирования у младших школьников культуры межличностного взаимодействия, общения с учениками из разных классов[8].
Культура поведения младшего школьника – результат процесса воспитания в первую очередь нравственных качеств, таких как эмпатия, такт, уважение, честность, сострадательность, командный дух и т.п. В истории отечественной педагогики нередко вспоминают Н.А. Крупскую, которая говорила, что к воспитанию культуры поведения необходимо подходить глубоко и регулярно, определяя структуру, методичность и очередность работы в процессе всего школьного обучения. Учитель и куратор начальных классов должен самом вначале работы с детским коллективом выяснить, какие правила дети уже знают и умеют выполнять, а с какими им еще предстоит познакомиться. Пробелы в знании правил поведения должны быть ликвидированы в процессе обсуждения, закрепления общепринятых социальных норм, с которыми ученик уже был знаком в семье или дошкольной образовательной организации [2]. Дальнейшая работа по освоению новых знаний о культуре поведения личности заключается изучении и осмыслении сложившихся в конкретных социальных группах и достаточно распространённых привычек человека. Согласно исследованиям некоторых ученых, у значительной части младших школьников не отработаны навыки культурного поведения в повседневной жизни. Задача педагога – акцентировать внимание на многократности и периодичности повторения определенного поведенческого навыка, накоплению учеником личного опыта корректных социально-нравственных отношений и поведения.
Успех воспитания культуры поведения младших школьников зависит от слаженности работы не только педагогов, но и характера взаимоотношений и поведения всех сотрудников образовательной организации. Тождественность этических норм и правил педагогических работников сотрудников всех подразделений является Центра образования «Самсон» является одним из принципов кадровой политики, условием корпоративной культуры и включает комплекс требований и рекомендаций к внешнему виду, поведению, этике выстраивания рабочих отношений [4].
В младшем школьном возрасте ученики уже хорошо понимают необходимость соблюдения правил этикета и серьезно подходят к их выполнению в повседневной жизни: доброжелательно приветствовать и прощаться, аккуратно вести себя за столом в процессе принятия пищи, корректно выполнять необходимые гигиенические процедуры, пользовать личными предметами. Мальчики в этом возрасте серьезно относятся к своим действиям в отношении с девочками: пропускают их первыми, уступают место и т.д. Девочки правильно реагируют на поведение мальчиков. Анализируя опыт работы по формированию культуры поведения младших школьников, следует подчеркнуть, что изучая правила поведения, дети не сомневаются в их важности, обязательности соблюдения. Мы не наблюдали у наших учеников отрицания или выраженного протеста. Однако, младшие школьники в данном вопросе требовательны не только к себе, но и к своим сверстникам, окружающим людям и при необходимости делятся оценочными суждениями.
Лучшему усвоению культуры поведения способствует использование игровых технологий. Поэтому в работе с детьми можно использовать имитационные и не имитационные игры воспитательной направленности. В воспитании своих учеников педагог должен обращать внимание на ряд значимых, на наш взгляд, факторов. Во-первых, дети нередко копируют манеры, поведение, речевые выражения взрослых, поэтому педагогам следует тщательнее следить за своим поведением, соблюдать все правила культуры поведения. Культура поведения взрослого человека отражается на процессе обучения учеников правилам поведения, в то время как несоблюдение самим учителем правил поведения может свести к минимуму результаты этой работы. Во-вторых, особенности развития детей младшего школьного возраста объясняют ситуативность в применении правил культуры поведения. Так, если ученик научен здороваться с учителями только в школе, то на улице он может не использовать данное правило. Нередко мальчики, наученные снимать головной убор при входе в школу, забывают его снимать при входе в гости или другие общественные места. Это связано с тем, что прочие общественные места являются уже новой обстановкой для ребенка. В таком случае необходимо спокойно напоминать детям о правилах поведения в различных ситуациях и локациях. Выучив правило здороваться со взрослыми, ребенок может поздороваться со знакомым взрослым столько раз, сколько встретит его. Только благодаря постоянной работе ученики начинают понимать правила поведения и где ими необходимо пользоваться. Взрослым необходимо помнить, что ребенок младшего школьного возраста не может сразу отреагировать на какое-либо требование, например, «будь вежлив». Для ребенка сначала необходимо понять, что значит «быть вежливым» в разнообразных ситуациях. Например, следует разбить для ученика младшего школьного возраста данное правило на несколько отдельных: обращение ко взрослым на вы, по имени отчеству и пр.
В воспитании культуры поведения младших школьников важную роль играет дополнительное образование. Внеурочная деятельность в рамках дополнительного образования (кружки, факультативы, студии, секции и т.п.) направлена на социализацию, развитие творческих способностей детей в свободное от уроков время. В ЦО «САМСОН» дети могут самостоятельно определять перечень кружков и мероприятий, которые они будут посещать. Задача педагога без принуждения приобщить каждого ученика к разным формам и видам внеурочной деятельности – индивидуальной, групповой, массовой с целью создания условий для глубокого и разностороннего развития личности учеников, раскрытия их индивидуального потенциала. Разновозрастные, смешанные группы в объединениях дополнительного образования – возможность для младшего школьника совершенствовать свои навыки поведения и умения выстраивать продуктивные взаимоотношения.
Таким образом, культура поведения младших школьников – результат кропотливой совместной воспитательной работы коллектива образовательной организации и семьи ребенка. Сегодня воспитание культуры поведения является предметом пристального внимания в научно-педагогических исследованиях и практике профессиональной деятельности педагогов, поскольку ключевой задачей на современном этапе развития общества является формирование общекультурной среды.
1. Арапова П. И. Современные технологии воспитания в школе // Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения. 2010. №16-2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sovremennye-tehnologii-vospitaniya-v-shkole (дата обращения: 04.02.2024).
2. Валиева Ф.Г. Формирование навыков культуры поведения у детей младшего школьного возраста с нарушением зрения // Специальное образование. 2009. №4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/formirovanie-navykov-kultury-povedeniya-u-detey-mladshego-shkolnogo-vozrasta-s-narusheniem-zreniya (дата обращения: 04.02.2024).
3. Вирабова А.Р., Кучма В.Р., Шклярова О.А. Комплексный подход к использованию ресурсов для здоровьесбережения детей и подростков в личностно-ориентированной образовательной среде современной школы //Антропологическая дидактика и воспитание. – 2022. – Том 5. №2. – С. 11-23
4. Здоровьесберегающее личностно-ориентированное образование в современных условиях: традиции, опыт, перспективы развития: Практико-ориентированная монография / Под. ред. проф. д.м.н. А.Р. Вирабовой, проф., к.п.н., доцента О.А. Шкляровой. Москва: Пробел-2000, 2021. -248с.
5. Землянская Е.Н. Педагогика начального образования: учебник и практикум для вузов / Е. Н. Землянская. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2023. — 251 с.
6. Ляженко И.С. Воспитание учащихся начальных классов через приобщение их к истокам народной культуры // Вестник науки и образования. 2021. №12-2 (115). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/vospitanie-uchaschihsya-nachalnyh-klassov-cherez-priobschenie-ih-k-istokam-narodnoy-kultury (дата обращения: 04.02.2024).
7. Психология и педагогика: учебник для вузов/ В.А.Сластенин [и др.].— М.: Издательство Юрайт, 2023. — 541 с. — ISBN 978-5-534-18124-1.
8. Учение Т.И. Шамовой в практической деятельности дошкольных и школьных образовательных организаций /под.ред. В.Р. Кучмы и А.Р. Вирабовой. – М.:ООО Буки Веди, 2018. – 159 с.