Управление командным взаимодействием в проектной и творческой деятельности обучающихся.
Мизеренкова Алена Игоревна, учитель начальных классов, некоммерческое образовательное частное учреждение средняя общеобразовательная школа «Центр образования «САМСОН», г. Москва, miserenkovaa@mail.ru
Аннотация. В статье раскрываются теоретические аспекты управления командным взаимодействием в проектной и творческой деятельности обучающихся. Рассматриваются особенности управления командным взаимодействием в проектной и творческой деятельности обучающихся.
Ключевые слова: командное взаимодействие; проектная деятельность; творческая деятельность, управление ученической командной; технологии командной работы.
В настоящее время в управлении образовательными системами, организации деятельности в общеобразовательных организациях одним из актуальных выделен командный подход. Формирование проектных, исследовательских, творческих команд и во взрослых и в детских сообществах общеобразовательной организации играет важную роль в реализации не только образовательных, но и воспитательных задач [1, 3, 5].
Навыки командного взаимодействия, командной работы нередко играют критически значимую роль в успехе проектной и творческой деятельности младших школьников. Взаимодействие в коллективе позволяет учащимся обмениваться знаниями, опытом и идеями, что способствует разнообразию подходов к решению задач и поощряет творческое мышление. Кроме того, оно способствует развитию навыков коммуникации, руководства и коллективной работы, которые являются ключевыми в любой сфере жизни. Константинова Н.П. и Филина Н.А., описывая психолого-педагогические аспекты формирования навыков командной работы у младших школьников, подчеркивают: «Главным при формировании навыков командной работы в младшем школьном возрасте является процесс социализации, формирование навыков межличностного общения, а также воспитание толерантности» [4, с. 286]
При организации проектной и творческой деятельности младших школьников основной задачей управления командным взаимодействием обучающихся является грамотное формирование структурированной команды, в которой каждый член выполняет четко определенные роль и обязанности. Чтобы достичь этого, необходимо проанализировать навыки, личностные качества и востребованный в формате конкретного проекта потенциал каждого участника. Для учителя и классного руководителя начальной школы такая задача вполне решаема, поскольку педагогическое наблюдение и продолжительные ежедневные контакты с обучающимися, позволяют вполне обосновано распределить задачи таким образом, чтобы максимально использовать способности и задатки каждого члена ученической команды.
Стратегическое планирование играет важную роль в управлении командным взаимодействием младших школьников. Определение общих целей, разработка и обсуждение четкого плана действий помогает команде работать в синхронии и избегать конфликтов. При этом следует учитывать индивидуальные интересы, потребности, пожелания, собственное видение своего участия и мотивацию, демонстрируемые каждым участником команды проекта. А, следовательно, собеседования, доверительные отношения, использование игр или упражнений по командообразованию позволяют создать комфортную рабочую атмосферу.
В целом, управление командным взаимодействием в проектной и творческой деятельности обучающихся представляет собой сложный и многогранный процесс, требующий внимания к деталям и умения адаптироваться к изменениям в динамике команды. Однако, благодаря правильному подходу и хорошо спланированным стратегиям, этот процесс может стать ключевым фактором успешного взаимодействия и достижения поставленных целей.
Наш опыт управления ученическими командами при организации проекной и творческой деятельности позволил выделить основные принципы управления командным взаимодействием:
– ясное определение целей: важно четко сформулировать задачи проекта и понять, какая роль отводится каждому участнику команды;
– распределение ответственности: каждый участник должен быть ответственным за определенные аспекты проекта, что способствует эффективной работе и достижению целей;
– стимулирование активности: поддерживайте и поощряйте активное участие всех членов команды, развивая их лидерские качества и творческий потенциал;
– эффективная коммуникация: умение конструктивно выражать свои мысли, слушать других и решать конфликты является важной частью командного взаимодействия;
– обратная связь: регулярная обратная связь помогает участникам понимать и корректировать свои действия, что способствует качественной работе команды.
Раскрывая смысл и обсуждая суть каждого принципа важно с учениками выработать упрощенные формулировки правил командного взаимодействия. Именно эти правила играют важную роль в воспитании норма и правил поведения в социуме.
Анализ технологий современного тимбилдинга, опыта командной работы с младшими школьниками позволил определиться с использованием технологий для управления командным взаимодействием. В современном мире технологии играют огромную роль в обучении и взаимодействии между людьми, включая и младших школьников. Использование технологий для управления командным взаимодействием младших школьников может быть очень полезным и эффективным.
Одним из способов использования технологий для управления командным взаимодействием младших школьников является использование специальных обучающих игр, информационных и видео приложений, в том числе размещенных на цифровых образовательных контентах. Это могут быть игры, которые помогают осваивать правила и приемы командной работы, развивают навыки командной коммуникации в ходе сотрудничества, решения проблем, правильно поведения в конфликтных ситуация. Такие игры и приложения могут быть использованы как в классной комнате, так и вне ее, чтобы помочь младшим школьникам научиться работать в команде.
Также можно использовать технологии для организации онлайн-коммуникаций и совместной работы. Например, использование специальных онлайн-платформ, разработанных для системы образования, где ученики могут общаться друг с другом, обмениваться идеями, работать над проектами в команде и т.д. Кроме того, существуют специальные программы и приложения, которые помогают отслеживать развитие командных навыков у учеников, а также предоставляют учителям данные для анализа и улучшения командной работы в классе. Практика командной разработки исследовательских и творческих проектов в начальных классах НОЧУ СОШ «Центр образования «Самсон» показала, что подавляющее большинство детей предпочитают командную работу [2]. Использование технологий для управления командным взаимодействием младших школьников может быть очень эффективным и полезным инструментом в образовании. Оно помогает развивать важные навыки, такие как коммуникация, сотрудничество, решение проблем, и делает процесс обучения более интересным и захватывающим для учеников.
Управление командным взаимодействием в проектной и творческой деятельности обучающихся является неотъемлемой частью процесса обучения, способствуя развитию командной работы, эффективной коммуникации и достижению общих целей. Этот навык не только полезен в образовательной среде, но и является фундаментальным для успешной карьеры и развития в современном обществе. В контексте современного образования важным элементом является возможность стимулировать и управлять процессами командного взаимодействия среди обучающихся в рамках проектной и творческой деятельности. Этот подход способствует развитию не только индивидуальных компетенций, но и навыков коллективной работы, что считается одним из важнейших элементов успешной социализации в современном мире.
1. Беляева Т.К., Сурнина В.С., Никитина О.Н. Командообразование в проектной деятельности школьников // Проблемы современного педагогического образования. 2022. №76-4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/komandoobrazovanie-v-proektnoy-deyatelnosti-shkolnikov
2. Здоровьесберегающее личностно-ориентированное образование в современных условиях: традиции, опыт, перспективы развития: Практико-ориентированная монография / Под. ред. проф. д.м.н. А.Р. Вирабовой, проф., к.п.н., доцента О.А. Шкляровой. Москва: Пробел-2000, 2021. -248с.
3. Командный менеджмент как ресурс управления в образовательных системах: учебное пособие / [О. А. Шклярова, Н.Л.Галеева, О.П.Осипова, Е.А.Парахина, Е.В.Савенкова]; под ред. О.А. Шкляровой.– Москва : МПГУ, 2021.– 384 с.
4. Константинова Н.П., Филина Н.А. Психолого-педагогические аспекты формирования навыков командной работы во временном детском коллективе // Проблемы современного педагогического образования. 2022. №74-4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/psihologo-pedagogicheskie-aspekty-formirovaniya-navykov-komandnoy-raboty-vo-vremennom-detskom-kollektive
5. Латынина, К. С. Особенности работы школьных команд в проектах / К.С. Латынина, Н. А. Цветкова // Современное образование: повышение конкурентоспособности университетов: Материалы международной научно-методической конференции, в 2 частях, Томск, 28–29 января 2021 года. Том Часть 1. – Томск: Томский государственный университет систем управления и радиоэлектроники, 2021. – С. 179-183.
Мизеренкова Алена Игоревна, учитель начальных классов, некоммерческое образовательное частное учреждение средняя общеобразовательная школа «Центр образования «САМСОН», г. Москва, miserenkovaa@mail.ru
Аннотация. В статье раскрываются теоретические аспекты управления командным взаимодействием в проектной и творческой деятельности обучающихся. Рассматриваются особенности управления командным взаимодействием в проектной и творческой деятельности обучающихся.
Ключевые слова: командное взаимодействие; проектная деятельность; творческая деятельность, управление ученической командной; технологии командной работы.
В настоящее время в управлении образовательными системами, организации деятельности в общеобразовательных организациях одним из актуальных выделен командный подход. Формирование проектных, исследовательских, творческих команд и во взрослых и в детских сообществах общеобразовательной организации играет важную роль в реализации не только образовательных, но и воспитательных задач [1, 3, 5].
Навыки командного взаимодействия, командной работы нередко играют критически значимую роль в успехе проектной и творческой деятельности младших школьников. Взаимодействие в коллективе позволяет учащимся обмениваться знаниями, опытом и идеями, что способствует разнообразию подходов к решению задач и поощряет творческое мышление. Кроме того, оно способствует развитию навыков коммуникации, руководства и коллективной работы, которые являются ключевыми в любой сфере жизни. Константинова Н.П. и Филина Н.А., описывая психолого-педагогические аспекты формирования навыков командной работы у младших школьников, подчеркивают: «Главным при формировании навыков командной работы в младшем школьном возрасте является процесс социализации, формирование навыков межличностного общения, а также воспитание толерантности» [4, с. 286]
При организации проектной и творческой деятельности младших школьников основной задачей управления командным взаимодействием обучающихся является грамотное формирование структурированной команды, в которой каждый член выполняет четко определенные роль и обязанности. Чтобы достичь этого, необходимо проанализировать навыки, личностные качества и востребованный в формате конкретного проекта потенциал каждого участника. Для учителя и классного руководителя начальной школы такая задача вполне решаема, поскольку педагогическое наблюдение и продолжительные ежедневные контакты с обучающимися, позволяют вполне обосновано распределить задачи таким образом, чтобы максимально использовать способности и задатки каждого члена ученической команды.
Стратегическое планирование играет важную роль в управлении командным взаимодействием младших школьников. Определение общих целей, разработка и обсуждение четкого плана действий помогает команде работать в синхронии и избегать конфликтов. При этом следует учитывать индивидуальные интересы, потребности, пожелания, собственное видение своего участия и мотивацию, демонстрируемые каждым участником команды проекта. А, следовательно, собеседования, доверительные отношения, использование игр или упражнений по командообразованию позволяют создать комфортную рабочую атмосферу.
В целом, управление командным взаимодействием в проектной и творческой деятельности обучающихся представляет собой сложный и многогранный процесс, требующий внимания к деталям и умения адаптироваться к изменениям в динамике команды. Однако, благодаря правильному подходу и хорошо спланированным стратегиям, этот процесс может стать ключевым фактором успешного взаимодействия и достижения поставленных целей.
Наш опыт управления ученическими командами при организации проекной и творческой деятельности позволил выделить основные принципы управления командным взаимодействием:
– ясное определение целей: важно четко сформулировать задачи проекта и понять, какая роль отводится каждому участнику команды;
– распределение ответственности: каждый участник должен быть ответственным за определенные аспекты проекта, что способствует эффективной работе и достижению целей;
– стимулирование активности: поддерживайте и поощряйте активное участие всех членов команды, развивая их лидерские качества и творческий потенциал;
– эффективная коммуникация: умение конструктивно выражать свои мысли, слушать других и решать конфликты является важной частью командного взаимодействия;
– обратная связь: регулярная обратная связь помогает участникам понимать и корректировать свои действия, что способствует качественной работе команды.
Раскрывая смысл и обсуждая суть каждого принципа важно с учениками выработать упрощенные формулировки правил командного взаимодействия. Именно эти правила играют важную роль в воспитании норма и правил поведения в социуме.
Анализ технологий современного тимбилдинга, опыта командной работы с младшими школьниками позволил определиться с использованием технологий для управления командным взаимодействием. В современном мире технологии играют огромную роль в обучении и взаимодействии между людьми, включая и младших школьников. Использование технологий для управления командным взаимодействием младших школьников может быть очень полезным и эффективным.
Одним из способов использования технологий для управления командным взаимодействием младших школьников является использование специальных обучающих игр, информационных и видео приложений, в том числе размещенных на цифровых образовательных контентах. Это могут быть игры, которые помогают осваивать правила и приемы командной работы, развивают навыки командной коммуникации в ходе сотрудничества, решения проблем, правильно поведения в конфликтных ситуация. Такие игры и приложения могут быть использованы как в классной комнате, так и вне ее, чтобы помочь младшим школьникам научиться работать в команде.
Также можно использовать технологии для организации онлайн-коммуникаций и совместной работы. Например, использование специальных онлайн-платформ, разработанных для системы образования, где ученики могут общаться друг с другом, обмениваться идеями, работать над проектами в команде и т.д. Кроме того, существуют специальные программы и приложения, которые помогают отслеживать развитие командных навыков у учеников, а также предоставляют учителям данные для анализа и улучшения командной работы в классе. Практика командной разработки исследовательских и творческих проектов в начальных классах НОЧУ СОШ «Центр образования «Самсон» показала, что подавляющее большинство детей предпочитают командную работу [2]. Использование технологий для управления командным взаимодействием младших школьников может быть очень эффективным и полезным инструментом в образовании. Оно помогает развивать важные навыки, такие как коммуникация, сотрудничество, решение проблем, и делает процесс обучения более интересным и захватывающим для учеников.
Управление командным взаимодействием в проектной и творческой деятельности обучающихся является неотъемлемой частью процесса обучения, способствуя развитию командной работы, эффективной коммуникации и достижению общих целей. Этот навык не только полезен в образовательной среде, но и является фундаментальным для успешной карьеры и развития в современном обществе. В контексте современного образования важным элементом является возможность стимулировать и управлять процессами командного взаимодействия среди обучающихся в рамках проектной и творческой деятельности. Этот подход способствует развитию не только индивидуальных компетенций, но и навыков коллективной работы, что считается одним из важнейших элементов успешной социализации в современном мире.
1. Беляева Т.К., Сурнина В.С., Никитина О.Н. Командообразование в проектной деятельности школьников // Проблемы современного педагогического образования. 2022. №76-4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/komandoobrazovanie-v-proektnoy-deyatelnosti-shkolnikov
2. Здоровьесберегающее личностно-ориентированное образование в современных условиях: традиции, опыт, перспективы развития: Практико-ориентированная монография / Под. ред. проф. д.м.н. А.Р. Вирабовой, проф., к.п.н., доцента О.А. Шкляровой. Москва: Пробел-2000, 2021. -248с.
3. Командный менеджмент как ресурс управления в образовательных системах: учебное пособие / [О. А. Шклярова, Н.Л.Галеева, О.П.Осипова, Е.А.Парахина, Е.В.Савенкова]; под ред. О.А. Шкляровой.– Москва : МПГУ, 2021.– 384 с.
4. Константинова Н.П., Филина Н.А. Психолого-педагогические аспекты формирования навыков командной работы во временном детском коллективе // Проблемы современного педагогического образования. 2022. №74-4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/psihologo-pedagogicheskie-aspekty-formirovaniya-navykov-komandnoy-raboty-vo-vremennom-detskom-kollektive
5. Латынина, К. С. Особенности работы школьных команд в проектах / К.С. Латынина, Н. А. Цветкова // Современное образование: повышение конкурентоспособности университетов: Материалы международной научно-методической конференции, в 2 частях, Томск, 28–29 января 2021 года. Том Часть 1. – Томск: Томский государственный университет систем управления и радиоэлектроники, 2021. – С. 179-183.