Научные работы и статьи

Игра как ресурс воспитания культуры поведения у детей дошкольного возраста

Игра как ресурс воспитания культуры поведения у детей дошкольного возраста

Качан Анастасия Валерьевна, учитель-логопед, некоммерческое образовательное частное учреждение средняя общеобразовательная школа “Центр образования "САМСОН”, г. Москва, nastasamirosnikova@gmail.com

Ровенская Александра Юрьевна, учитель-логопед, некоммерческое образовательное частное учреждение средняя общеобразовательная школа “Центр образования "САМСОН”, г. Москва, nastasamirosnikova@gmail.com, 17121999rov@gmail.com, kroxotulya@mail.ru

Трескинская Юлия Николаевна, учитель-логопед, некоммерческое образовательное частное учреждение средняя общеобразовательная школа “Центр образования "САМСОН”, г. Москва,nastasamirosnikova@gmail.com, 17121999rov@gmail.com, kroxotulya@mail.ru

Аннотация. В статье раскрываются теоретические аспекты формирования культуры поведения дошкольников в процессе игровой деятельности. Показана важность использования разных видов игры в процессе формирования культуры поведения.

Ключевые слова: культура поведения дошкольника; игровая деятельность; игровая педагогика.

Воспитание культуры поведения у детей дошкольного возраста становится все более значимым, учитывая ключевую роль межличностных отношений и коммуникаций в жизни человека. Осваивая правила культурного общения с окружающими, дети демонстрируют поведение, которое проявляют не только с близкими, но и в отношениях с незнакомыми людьми. Формирование культуры поведения у подрастающего поколения является важным вкладом в развитие социума и одной из приоритетных задач дошкольного образования [8].

На протяжении нескольких десятилетий мы наблюдали размывание моральных ориентиров в обществе, позиционируемое, в том числе в средствах массовой информации, доступных для детской аудитории. Это особенно заметно в несформированности культуры поведения у детей и молодежи, принимающих нарушения, позиционируемых в отечественной педагогике ценностных установок, этики, морали, нравственности, ориентаций, как норму и проявление некого соответствия стандартам «современности»[4, 5]. Существует заметная тенденция, когда педагоги и родители с тревогой замечают, что дети часто испытывают трудности в общении как со взрослыми, так и со сверстниками, и нарушают основные нормы поведения. Это проявляется в неумении следовать принятым правилам, координировать свои действия и адекватно реагировать на замечания. В этой связи, в отечественной педагогике и психологии придается большое значение развитию культуры поведения у дошкольников, а также навыков общения со взрослыми и сверстниками [3, 6].

Одним из ключевых направлений современной педагогической науки является игровая педагогика, которая рассматривает игру как главный метод воспитания и обучения детей дошкольного возраста. Отечественная теория игры формировалась под влиянием взглядов выдающихся ученых. Л.С. Выготский, А.В. Запорожец, Н.К. Крупская, А.Н. Леонтьев, А.С. Макаренко, Н.А. Менчинская, В.С. Мухина и многие другие педагоги и психологи, занимающиеся изучением особенностей личностного развития и воспитания детей, подчеркивали важность игры в жизни ребенка, роль педагогического управления в организации и сопровождении игровой деятельности воспитанников. Огромное значение игры в жизни детей дошкольного возраста, её роль как средства воспитания и развития физических, психологических и социальных навыков, необходимых для будущей жизни, описаны в исследованиях Л.И. Божович, В.М. Букатова, М.А. Васильевой, Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой [1, 2, 9]. Исследователи отмечают, что включение детей в игровую деятельность позволяет моделировать различные событийные ситуации, где ребенок учится эмоционально откликаться, выбирать социально приемлемые жесты, телодвижения, словесные конструкции, выражения, адекватно реагировать на воспитательные воздействия педагога, взрослых. Таким образом, перед системой дошкольного образования стоит задача – воспитание основ культуры поведения у дошкольников через организацию разнообразных форм активной деятельности, в том числе, используя образовательный потенциал игры.

Несомненно, игра является эффективным средством формирования культуры поведения. В процессе игры, в зависимости от её сценария, дети осваивают разные модели взаимоотношений и правила поведения в интересной и доступной для них форме. Игра побуждает ребенка размышлять о своих манерах, поведении. Соблюдение установленных в игре правил этикета стимулирует функцию самоконтроля, дисциплинирует детей [6]. Разнообразные виды игр, включая подвижные игры, помогают детям осваивать этические аспекты поведения через практические ситуации, например, когда один ребенок помогает другому во время игры [8].

При формировании определенных навыков культурного поведения у дошкольников необходимо учитывать психологические и физические особенности возраста – от периода раннего развития до старшего дошкольного возраста. В зависимости от возраста определяется выбор формы и методов педагогического воздействия, которые могут быть более или менее эффективными в воспитании. В этом контексте ключевыми методами являются приучение, упражнение, создание и обсуждение проблемных ситуаций в общении, подача примеров для подражания, словесные методы, включая беседы и разъяснения, а также дидактические игры [3, 9].

Многолетние наблюдения показывают, что дети иногда не следуют правилам, например, не убирают игрушки после игры. В таких случаях целесообразно использовать игровые приемы. Например, предлагая убрать игрушку, чтобы она «не промокла под дождем», «не заблудилась по дороге к своему домику» или любой другой прием как завершающий момент игры. Важно, чтобы педагог сам принимал участие в игре, потому что дети более охотно откликаются на его призывы, охотно становятся участниками в освоении правил и демонстрируют их выполнение. Воспитатель должен тонко и ненавязчиво, но настойчиво стимулировать детей к самостоятельным действиям, отмечая и поощряя выполнение установленных правил.

Развитию культуры поведения у детей через игровую деятельность в дошкольном центре «Самсон» уделяется особое внимание. Ведется контактная работа с родителями дошкольников, чтобы элементы игры, как ведущего вида деятельности для детей дошкольного возраста, использовались в любых формах образовательной, досуговой работы с детьми не только во время их пребывания в Центре «Самсон», но и дома, в семье. В работе с детьми мы активно используем дидактические игры при проведении занятий, во время прогулки, организации совместной деятельности. Характерной чертой дидактических игр является сочетание познавательного и занимательного элементов, что делает такие игры эффективным средством не только в развитии когнитивной, эмоционально-психологической, операционально-деятельностной сферы ребенка, но в воспитании культуры поведения. Таким образом, работа по формированию культуры поведения основывается на принципах учета индивидуальных, возрастных особенностей, комплексного подхода, активного сопровождения игр словесными методами и сочетания различных форм организации деятельности. Важным результатом этой работы является усвоение детьми навыков и знаний, которые они применяют в повседневной жизни, а также умение решать возникающие проблемы.

Особое место в формировании культуры поведения в Центре образования «Самсон» отводится театрализации и использованию традиционных народные игр. Участие ребенка в постановках, народных играх помогает детям познавать народные обычаи и традиции, учиться проигрывать определенные сюжетные события, принимая ту или иную роль, осваивать новые модели поведения в различных ситуациях, осмысливая их соответствие или несоответствие социальным нормам и морали. В Центре образования «Самсон» активно применяется театрализация сказок, рассказов с обязательным обсуждением морально-этических, нравственных, поведенческих характеристик действующих по сценарию персонажей.

Важным аспектом является также сюжетно-ролевая игра, которая способствует эмоциональному развитию, активности и творчеству детей. Первые сюжетные игры протекают как игры безролевые или игры со скрытой ролью. Действия детей приобретают сюжетный характер и объединяются в цепочку, имеющей жизненный смысл. Действия с предметами, игрушкой осуществляются каждым из играющих самостоятельно. Эти игры обладают рядом преимуществ: они не только занимают и развлекают детей, но и способствуют формированию у них социальных навыков, учат взаимодействию, уважению к другим и основам коллективной работы [10].

Сюжетно-ролевые игры позволяют детям вживаться в различные роли, изучая через игру нормы и правила поведения в обществе. Они также способствуют развитию воображения, самостоятельности и креативности. В процессе игры дети учатся решать проблемы, находить компромиссы и принимать решения, что является важным аспектом социального развития.

Следует отметить, воспитание культуры поведения у детей дошкольного возраста, формирование социально значимых норм и правил, неразрывно связаны с целенаправленным педагогическим управлением игровой деятельностью. Важным аспектом в воспитании культуры поведения является также использование примера для подражания, который предоставляют взрослые, включая педагогов и родителей. Дети, наблюдая за поведением взрослых и имитируя их, учатся социальным нормам и этикету. Это подчеркивает значимость создания здоровьесберегающей личностно-ориентированной образовательной среды как в образовательном учреждении, так и дома.

Роль педагога в формировании культуры поведения дошкольников не ограничивается только проведением образовательных игр. Важно также использовать различные обучающие и воспитательные стратегии, включая беседы, дидактические игры и задания, которые развивают когнитивные и социальные навыки детей. Педагоги должны быть внимательными к индивидуальным потребностям и характеристикам каждого ребенка, адаптируя свои методы и подходы для наилучшего достижения образовательных целей.

Таким образом, процесс воспитания культуры поведения у дошкольников требует реализации целостного и систематического подхода. Использование игры как основного метода обучения и воспитания, внимание к возрастным особенностям детей, вовлечение родителей и создание поддерживающей образовательной среды – все эти элементы важны для формирования у детей необходимых социальных навыков и культурных компетенций. Это поможет им в дальнейшем успешно адаптироваться в социуме, общаться с другими и стать ответственными и культурными членами общества.

1. Божович, Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте – СПб.: Питер, 2008. – 400 с.

2. Букатов, В.М. Педагогические таинства дидактических игр : Учеб.-метод. пособие. – М.: Флинта, 2003 - 151 с..

3. Буре, Р.С., Воробьева М.В. Дружные ребята. Воспитание гуманных чувств и отношений у дошкольников. – М.: Просвещение, 2004. –141 с.

4. Вирабова А.Р., Шклярова О.А. Культура управления как ресурс личностного и профессионального развития всех участников образовательного процесса //Шамовские педагогические чтения научной школы управления образовательными системами / Сб.ст. XIII Международной научно-практической конференции. В 2-х частях. Ч.1. – М.: МАНПО, 5 за знания, 2021.–С. 571-575

5. Воровщиков С. Г., Данилова Т. Н., Шклярова О. А. Международные Шамовские чтения: верность ценностным приоритетам отечественной научной школы // Журнал педагогических исследований. 2023. №. 1. С. 3-10. URL:https://naukaru.ru/ru/nauka/article/57653/view

6. Киянченко, Е. А. Роль правил в воспитании гуманных чувств и отношений у дошкольников // Дружные ребята: Воспитание гуманных чувств и отношений у дошкольников – М.: Просвещение, 2006. – С.44-49

7. Котова, Е. В. В мире друзей. Программа эмоционально-личностного развития детей – М.: Сфера, 2008 – 80с.

8. Курочкина И.Н.Современный этикет и воспитание культуры поведения у дошкольников : Учеб. пособие для студентов вузов. – М.: Гуманит. издат центр ВЛАДОС, 2003. – 224 с.

9. От рождения до школы. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования [Текст]/ Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой, М.: Мозаика-Синтез, 2014. – 304 с.

10. Петрова, В. И. Нравственное воспитание в детском саду. Программа и методические рекомендации : практическое пособие / В. И. Петрова, Т. Д. Стульник. – 2-изд., испр. и доп. – Москва : Мозаика-Синтез, 2006. – 80 с. – URL: https://lib.biblioclub.ru/index.php?page=book&id=211867
2024-11-14 16:51