Научные работы и статьи

Заседание Экспертного совета по воспитанию при Комитете Государственной Думы РФ по образованию и науке

Вирабова А.Р.

Эссе-выступление.

Образование — один из важнейших цивилизационных ресурсов, обеспечивающих личностное становление, развитие и социализацию.

При управлении образовательным процессом в общеобразовательной организации следует учитывать традиции и опыт отечественной системы образования, ориентацию на педагогические инновации в управлении процессом освоения учебного предмета, потенциал современных технологических и технических средств не только с позиции повышения качества и эффективности образовательного процесса, но и с позиции их воздействия на здоровье и личностное развитие обучающихся.

Именно система общего образования закладывает фундаментальную основу в развитии и социализации личности обучающихся в возрасте от 2 до 18 лет. В школьном возрасте формируются основы мировоззрения, склонности и предрасположенность к тем или иным областям знаний, осознается образовательный интерес, происходит становление мировосприятия, мироощущения, понимания сущности окружающей среды, приобретается начальный опыт деятельности, развиваются навыки отношений и коммуникации осваиваются учебно-познавательная и начальная трудовая деятельность, происходит развитие нравственных, духовных, идеологических, гражданских начал, устанавливаются векторы моральных ценностей.

Российское образование имеет глубокие исторические корни и международное признание его достижений в недавнем прошлом. Благодаря высокому качеству образования в XX веке СССР, преемницей которого является Россия, сделал прорыв в научно-техническом и технологическом прогрессе и первым вышел не только в космос, но и в развитии многих научных-технологических направлений. Благодаря качеству подготовки отечественные специалисты демонстрировали глубокие и широкие знания, мобильность в поиске решений в нестандартных ситуациях. Качество образования позволяло достигать передовых позиций практически во всех областях фундаментальной науки. Большой вклад Россия внесла в мировую культуру. Отечественная система образования снискала уважение во многих странах мира. Конец XX начало XXI века ознаменовался распадом СССР, а вместе с ним и либеральными реформами в системе образования России. Подписание Болонского соглашения, отход от традиционной системы фундаментального образования не лучшим образом сказался на качестве общего и профессионального образования. В это же время некоторые развитые страны, например, Финляндия заинтересовались и стали изучать наш педагогический опыт, использовать так называемую практику классической школы фундаментального образования.

В исследованиях А. Р. Вирабовой, В. Р. Кучмы, М. И. Степановой, Л. М. Сухаревой, подчеркивается, что в образовательном процессе школы следует учитывать индивидуальный уровень развития каждого ребенка. Далеко не у каждого школьника достаточный уровень работоспособности, стрессоустойчивости, а отсутствие грамотного регулирования режима дня приводит к психосоматическим нарушениям, развитию хронической усталости, снижению уровня физического и психического здоровья. И все это на фоне объективных проблем подросткового возраста. Принципиальная позиция в решении данной проблемы сформулирована А. Р. Вирабовой: «Подбор объема учебной нагрузки и уровня сложности изучаемого материала в соответствии с индивидуальными возможностями учащегося — одно из главных и обязательных требований к любой образовательной технологии, определяющей характер её влияния на здоровье ученика… Вопросы здоровьесбережения в учреждениях образования еще в большей степени, актуализируются в связи с новым этапом реформ в системе образования России».

Вынужденный переход на дистанционную форму обучения предполагал отсутствие прямого вербального и зрительного контакта во время работы, что не дает возможность учителю осуществить собранность и концентрацию внимания обучающихся, организовать и контролировать их, кроме того веб-камеры используют далеко не все и это можно понять: не каждый хочет чтобы его видели в домашнем образе или обстановку у него за спиной. Предметы технического цикла в отличие от предметов гуманитарного направления значительно сложнее преподавать, используя систему дистанционной формы обучения. Находясь на дистанционном образовании дома, у обучающихся неизбежно падает уровень самоорганизации и самодисциплины, они лишены возможности нормального взаимодействия на уроке и работы в группе. Педагоги-психологи отмечают, что на фоне дистанционной формы образования у многих подростков сейчас формируются депрессивные настроения. Практика показала, что дистанционная форма обучения несовершенна и создает большой ряд проблем.

Президент России В. В. Путин в одном из своих выступлений подчеркнул, что ребенок ценность государства, ребенок — приоритет государственной политики, следовательно, необходимо уступить в процессе цифровизации в пользу ребенка. Взаимоотношения государства и семьи в ареале просвещения, это диалог на благо образования детей. В случае замены традиционного образования дистанционным невозможно достичь качественного высокого уровня общего образования, педагог Online не может в полной мере контролировать полноценное выполнение тех задач и составляющих образовательного процесса, обучения, воспитания, развития и сохранения здоровья обучающихся.

Необходимо законодательно установить четкость определения очного обучения, чтобы не было подмен понятий «очное образование» с учетом прямого личного общения и дистанционного образования. Государственная политика должна быть направлена на развитие страны и общества, как говорит наш Президент: «…интеллектуальный прорыв, производственный, эмоциональный, экономический, творческий…», но не на снижение когнитивности, интеллектуальных возможностей, уровня обученности, здоровья и профессиональной подготовленности.