Научные работы и статьи

Заседание Экспертного совета по воспитанию при Комитете Государственной Думы РФ по образованию и науке

Вирабова А.Р.

Эссе-выступление.

Образование#nbsp;— один из#nbsp;важнейших цивилизационных ресурсов, обеспечивающих личностное становление, развитие и#nbsp;социализацию.

При управлении образовательным процессом в#nbsp;общеобразовательной организации следует учитывать традиции и#nbsp;опыт отечественной системы образования, ориентацию на#nbsp;педагогические инновации в#nbsp;управлении процессом освоения учебного предмета, потенциал современных технологических и#nbsp;технических средств не#nbsp;только с#nbsp;позиции повышения качества и#nbsp;эффективности образовательного процесса, но и#nbsp;с#nbsp;позиции их#nbsp;воздействия на#nbsp;здоровье и#nbsp;личностное развитие обучающихся.

Именно система общего образования закладывает фундаментальную основу в#nbsp;развитии и#nbsp;социализации личности обучающихся в#nbsp;возрасте от#nbsp;2 до#nbsp;18 лет. В#nbsp;школьном возрасте формируются основы мировоззрения, склонности и#nbsp;предрасположенность к#nbsp;тем или иным областям знаний, осознается образовательный интерес, происходит становление мировосприятия, мироощущения, понимания сущности окружающей среды, приобретается начальный опыт деятельности, развиваются навыки отношений и#nbsp;коммуникации осваиваются учебно-познавательная и#nbsp;начальная трудовая деятельность, происходит развитие нравственных, духовных, идеологических, гражданских начал, устанавливаются векторы моральных ценностей.

Российское образование имеет глубокие исторические корни и#nbsp;международное признание его достижений в#nbsp;недавнем прошлом. Благодаря высокому качеству образования в#nbsp;XX веке СССР, преемницей которого является Россия, сделал прорыв в#nbsp;научно-техническом и#nbsp;технологическом прогрессе и#nbsp;первым вышел не#nbsp;только в#nbsp;космос, но и#nbsp;в#nbsp;развитии многих научных-технологических направлений. Благодаря качеству подготовки отечественные специалисты демонстрировали глубокие и#nbsp;широкие знания, мобильность в#nbsp;поиске решений в#nbsp;нестандартных ситуациях. Качество образования позволяло достигать передовых позиций практически во#nbsp;всех областях фундаментальной науки. Большой вклад Россия внесла в#nbsp;мировую культуру. Отечественная система образования снискала уважение во#nbsp;многих странах мира. Конец#nbsp;XX начало XXI века ознаменовался распадом СССР, а#nbsp;вместе с#nbsp;ним и#nbsp;либеральными реформами в#nbsp;системе образования России. Подписание Болонского соглашения, отход от#nbsp;традиционной системы фундаментального образования не#nbsp;лучшим образом сказался на#nbsp;качестве общего и#nbsp;профессионального образования. В#nbsp;это#nbsp;же время некоторые развитые страны, например, Финляндия заинтересовались и#nbsp;стали изучать наш педагогический опыт, использовать так называемую практику классической школы фундаментального образования.

В#nbsp;исследованиях А.#nbsp;Р.#nbsp;Вирабовой, В.#nbsp;Р.#nbsp;Кучмы, М.#nbsp;И.#nbsp;Степановой, Л.#nbsp;М.#nbsp;Сухаревой, подчеркивается, что в#nbsp;образовательном процессе школы следует учитывать индивидуальный уровень развития каждого ребенка. Далеко не#nbsp;у#nbsp;каждого школьника достаточный уровень работоспособности, стрессоустойчивости, а#nbsp;отсутствие грамотного регулирования режима дня приводит к#nbsp;психосоматическим нарушениям, развитию хронической усталости, снижению уровня физического и#nbsp;психического здоровья. И#nbsp;все это на#nbsp;фоне объективных проблем подросткового возраста. Принципиальная позиция в#nbsp;решении данной проблемы сформулирована А.#nbsp;Р.#nbsp;Вирабовой: «Подбор объема учебной нагрузки и#nbsp;уровня сложности изучаемого материала в#nbsp;соответствии с#nbsp;индивидуальными возможностями учащегося#nbsp;— одно из#nbsp;главных и#nbsp;обязательных требований к#nbsp;любой образовательной технологии, определяющей характер её#nbsp;влияния на#nbsp;здоровье ученика… Вопросы здоровьесбережения в#nbsp;учреждениях образования еще в#nbsp;большей степени, актуализируются в#nbsp;связи с#nbsp;новым этапом реформ в#nbsp;системе образования России».

Вынужденный переход на#nbsp;дистанционную форму обучения предполагал отсутствие прямого вербального и#nbsp;зрительного контакта во#nbsp;время работы, что не#nbsp;дает возможность учителю осуществить собранность и#nbsp;концентрацию внимания обучающихся, организовать и#nbsp;контролировать их, кроме того веб-камеры используют далеко не#nbsp;все и#nbsp;это можно понять: не#nbsp;каждый хочет чтобы его видели в#nbsp;домашнем образе или обстановку у#nbsp;него за#nbsp;спиной. Предметы технического цикла в#nbsp;отличие от#nbsp;предметов гуманитарного направления значительно сложнее преподавать, используя систему дистанционной формы обучения. Находясь на#nbsp;дистанционном образовании дома, у#nbsp;обучающихся неизбежно падает уровень самоорганизации и#nbsp;самодисциплины, они лишены возможности нормального взаимодействия на#nbsp;уроке и#nbsp;работы в#nbsp;группе. Педагоги-психологи отмечают, что на#nbsp;фоне дистанционной формы образования у#nbsp;многих подростков сейчас формируются депрессивные настроения. Практика показала, что дистанционная форма обучения несовершенна и#nbsp;создает большой ряд проблем.

Президент России В.#nbsp;В.#nbsp;Путин в#nbsp;одном из#nbsp;своих выступлений подчеркнул, что ребенок ценность государства, ребенок#nbsp;— приоритет государственной политики, следовательно, необходимо уступить в#nbsp;процессе цифровизации в#nbsp;пользу ребенка. Взаимоотношения государства и#nbsp;семьи в#nbsp;ареале просвещения, это диалог на#nbsp;благо образования детей. В#nbsp;случае замены традиционного образования дистанционным невозможно достичь качественного высокого уровня общего образования, педагог Online не#nbsp;может в#nbsp;полной мере контролировать полноценное выполнение тех задач и#nbsp;составляющих образовательного процесса, обучения, воспитания, развития и#nbsp;сохранения здоровья обучающихся.

Необходимо законодательно установить четкость определения очного обучения, чтобы не#nbsp;было подмен понятий «очное образование» с#nbsp;учетом прямого личного общения и#nbsp;дистанционного образования. Государственная политика должна быть направлена на#nbsp;развитие страны и#nbsp;общества, как говорит наш Президент: «…интеллектуальный прорыв, производственный, эмоциональный, экономический, творческий…», но#nbsp;не#nbsp;на снижение когнитивности, интеллектуальных возможностей, уровня обученности, здоровья и#nbsp;профессиональной подготовленности.
2021-06-23 00:14