Цифровые ресурсы в организации учебно-познавательной деятельности обучающихся на уроках английского языка и во внеурочное время
Мишнева Елена Константиновна, кандидат педагогических наук, доцент, учитель английского языка высшей категории Некоммерческое образовательное частное учреждение средняя общеобразовательная школа «Центр образования «САМСОН», Москва, el.konstant.samson@yandex.ru
Аннотация. В статье рассматривается возможность использования различных цифровых образовательных ресурсов при овладении английским языком в урочное и внеурочное время.
Ключевые слова: овладение английским языком; цифровые образовательные ресурсы; искусственный интеллект; урочное и внеурочное время; кроссенс; смарт доска.
Как быстро меняется современный мир. Если совсем недавно мы говорили о возможности использования компьютеров в нашей жизни, а затем в системе образования, то сегодня уже невозможно представить функционирование школы без использования интернета, системы электронных образовательных ресурсов и цифровых образовательных ресурсов. Мировые экономические и общественные вызовы нашего времени, а также технологический прорыв последнего десятилетия определили направление развития образования в сторону цифровизации. Школа, как базовая составляющая системы образования не только в нашей стране, но во всем мире просто обязана своевременно внедрять цифровые инструменты в традиционные формы обучения и организацию учебно-познавательной деятельности обучающихся как на уроке, так и во внеурочное время [2].
Публикация новой версии системы уровней Общеевропейских компетенций владения иностранным языком (CEFR) 2020 г., используемая в Европе [5], обновленная редакция ФГОС основного общего и среднего общего образования (2020-2022г.г.), появление и развитие искусственного интеллекта и Указ Президента РФ от 10.10.2019 г. №490 «О развитии искусственного интеллекта в Российской Федерации» [7], свидетельствуют о необходимости внесения изменений в систему образования в нашей стране и в систему преподавания английского языка в частности. Поэтому, на законодательном уровне начинают действовать новые постановления, отменяются старые и вносятся существенные поправки в действующие акты. Все это делается с необходимостью достижения целей меняющейся системы образования, а значит работой на перспективу.
В области цифровой трансформации образования до 2030 г. утверждено новое стратегическое направление, целью которого становится «достижение высокой степени «цифровой зрелости» образования на базе единого, качественного, безопасного образовательного пространства», причем в документах особо отмечается обязательно равный доступ к качественному цифровому образовательному контенту, который предоставляется на всей территории Российской Федерации для всех участников образовательных отношений [6].
Мы живем в эпоху, когда байты, т. е. единицы хранения и обработки цифровой информации, и язык органично сочетаются, обещая более богатый и захватывающий опыт в стремлении овладеть английским языком, обучение ему становится более динамичным и увлекательным благодаря использованию цифровых ресурсов. Нам открыты беспрецедентные возможности для овладения языком, где инновации встречаются с образованием, а традиционная система образования, на которую в настоящее время в Российской системе образования делается особый акцент, гармонично сочетается с передовыми технологиями преподавания английского языка. Приоритетными в стратегическом направлении являются сохранение и усиление традиционных форм образования с помощью информационных технологий для достижения высокого уровня цифрового развития образовательной деятельности.
В современном мире, насыщенном технологиями при изучении английского языка на уроках, цифровые технологии становятся неотъемлемой частью образовательного процесса. Личный практический опыт подтверждает, что интеграция современных цифровых образовательных ресурсов, таких как цифровые фотографии, видеофрагменты, аудиозаписи, статические и динамические модели, объекты виртуальной реальности и интерактивного моделирования, рисунки и карты, эмодзи и инфографика, текстовые документы и иные учебные материалы, необходимые для организации учебного процесса, выполненные с помощью различных онлайн-инструментов и мультимедийных ресурсов, не только повышают эффективность обучения, делают его более интересным и доступным для обучающихся в средней и старшей школе, но также мотивируют их на овладение английским языком и во внеурочное время.
В данной остановимся на на нескольких примерах, позволяющих продемонстрировать каким образом в нашей школе «Центре образования «САМСОН» происходит цифровая трансформация школьного образования при изучении английского языка и каким образом цифровые ресурсы, разработанные не только за рубежом, но и российскими разработчиками, а также самим учителем и его учениками, вносят существенный вклад в обучение английскому языку, обогащая учебный процесс и создавая уникальные возможности для развития навыков владения этим мировым языком как на уроке, так и во внеурочное время [2].
Оснащенность кабинета английского языка смарт доской помогает предъявлять школьникам разный вид информации, хранящейся и передаваемой в электронном виде, как текстовой, визуальный, так и аудиальный, что сказывается на улучшении усвоения этой информации. Используя платформу издательства Макмиллан, как на уроках (см. https://www.macmillaneducationeverywhere.com/), так и во внеурочное время например, для выполнения домашних заданий, преподаватель и обучающиеся имеют возможность пользоваться цифровыми учебниками и рабочими тетрадями «Gateway» или «Gateway to the world», видео материалом, тестами и книгами для внеклассного чтения. Смарт доска представляет возможность воспользоваться всеми интерактивными заданиями к ним и избежать рутины и монотонности в процессе формирования лексико-грамматических навыков. Платформа издательства позволяет отслеживать результаты работы обучающихся, чтобы давать не только групповую, но и индивидуальную, а значит, более целенаправленную и полезную обратную связь. Сайт самого издательства Макмиллан (см. https://www.macmillan.ru/) с богатым материалом для тестирования и подготовки к ОГЭ и ЕГЭ позволяет тщательнее работать над грамматическим материалом и видеть, какие задания выполняют учащиеся, как они справляются с ними. Таким образом, преподаватель может давать индивидуальные инструкции там, где это необходимо обучающимся в большей степени, в чем они нуждаются именно в данный момент.
Мультимодальная педагогика делает овладение английским языком более увлекательным, доступным и инклюзивным. О возможностях использования смарт доски как удобный экран для демонстрации видео, презентаций в Power Point и Notebook, функции затемнения экрана уже написано немало, но хочется обратить внимание еще на одну возможность этого электронного инструмента о котором не так часто говорят - даже в средней и старшей школе использование смарт доски позволяет корректировать почерк обучающихся, так как правильное написание букв в английском языке может повлиять на результат проверочных или экзаменационных работ. Для этого используется возможность перевода текста, написанного от руки, в печатный формат. Если слова в предложении или просто отдельные слова или буквы, написаны небрежно, то невозможна конвертация написанного в печатный формат. Смарт доска, как визуальный ресурс преподавателя, сразу же демонстрирует, что компьютер не может прочитать то, что написал обучающийся, а значит ему надо работать над своим почерком. Такая визуализация вызывает большой интерес даже у старшеклассников и помогает им осознать, что писать надо аккуратно и следить за своим почерком.
В нашей школе большой популярностью пользуются предметные недели. Все цели и задачи, поставленные коллективом школы на 2023–2024 учебный год, одной из которых является реализация индивидуальных образовательных маршрутов, направленных на развитие интеллектуально–творческих особенностей обучающихся, нашли свое отражение в целях и задачах, поставленных на успешное проведение недели иностранных языков «Мое сердце – в Москве» среди старшеклассников. Для их достижения в общий план проведения недели были включены такие активности, как интерактивная викторина для 9–11 классов «Моя Москва», конкурс переводчиков стихотворений о Москве на английский язык, открытый урок в 11А классе «От активной работы на уроках к успеху на экзамене. Моя Москва».
Для проведения викторины использовался сайт «юнислайд» [8], который имеет как английский, так и русский интерфейс. Особо хочется отметить, что это новая отечественная разработка цифрового ресурса, которая позволяет создавать интерактивные презентации для использования на уроках или при дистанционном обучении, а также получать обратную связь с помощью тестов, голосования, опросов и викторин. Они могут быть составлены в виде открытых вопросов или вопросов с возможностью расставления ответов в правильном порядке. Больше всего нам подходил формат викторины с выбором варианта ответов с добавлением аудиофайлов.
Этот сайт сейчас очень удобно использовать в качестве альтернативы ранее необычайно популярному, но, к сожалению, ушедшему из нашей страны обучающему сайту Kahoot. Викторина, в которой участвовали все учащиеся 8–11 классов, была подготовлена преподавателем и проводилась во внеурочное время, так как для проведения викторины необходимо использование телефонов учащихся, но мы все прекрасно знаем, что во время учебного процесса в школе телефонами пользоваться запрещено, то воспользовались ими во внеурочное время. На смарт доске был показан QR код для входа в интерактивную викторину, которая проходила в режиме реального времени и не требовала долгой регистрации. На экране были видны имена участников, которые получили возможность приступить к ответам на вопросы викторины, как только все имена участников появились на экране. Обратная связь сразу же демонстрировала правильность ответов участников и результаты были подведены моментально после окончания викторины. Не удивительно, насколько активно и занимательно прошла сама викторина и какая бурная реакция была при ее завершении, так как участники все время видели смену лидеров и это привносило живой интерес в происходящее. Все вопросы викторины сопровождались включением песни о Москве на английском языке, которую обучающиеся разучивали для завершающего неделю иностранных языков общешкольного мероприятия. Но самое главное, что задания в викторине заставили критически осмыслить представленный на английском языке материал о Москве. Во время викторины в режиме реального времени все обучающиеся видели правильные ответы и понимали, что они еще усвоили не до конца, а предъявленные правильные ответы, демонстрирующиеся на экране после выбора ошибочного варианта, помогли запомнить больше, чем обычно. В этом у преподавателя была возможность убедиться уже на последующих уроках, когда обучающиеся составляли диалоги о Москве и использовали в них информацию, которую они узнали из викторины, делились своими впечатлениями о самой викторине и об их участии в ней.
На открытом уроке в 11А классе по теме «От активности на уроке до успешной сдачи экзамена. Моя Москва» был применен такой методический прием, относящийся к интерактивным методам обучения в рамках личностно ориентированного подхода, как кроссенс. Это прием развития критического мышления, основывающийся на прямом взаимодействии обучающихся со своим опытом и опытом своих одноклассников. Слово кроссенс, т. е. «пересечение смыслов». является составным словом (от английских слов “cross” и “sense”) по аналогии со словом кроссворд, которое очень хорошо всем известно. В качестве исторической справки, хочется отметить, что придуман он был в 2002 году и опубликован в журнале «Наука и жизнь» доктором технических наук, художником и философом Владимиром Бусленко ипедагогом, математиком и писателем Сергеем Фединым [4].
Учебная задача заключалась в необходимости объяснить последовательную ассоциативную цепочку и взаимосвязь между изображениями и текстовым материалом, представленным обучающимся в кроссенсе на смарт доске. Составлялся кроссенс учителем с использованием текстового редактора Word. Обучающимся на уроке необходимо было разгадать предъявленную последовательность – от выполнения первого теста в формате ЕГЭ в 10 классе, работы над его ошибками, составлении Power Point презентаций и инфографики по теме «Здания в стиле архитектуры готического возрождения в Лондоне и Москве», идиомы в английском языке, проверочные работы в формате ЕГЭ по английскому языку и центральным звеном была картинка о Москве. Решая его, обучающимся пришлось поучаствовать в интерактивной викторине, прочитать тексты в формате ЕГЭ, представить свою инфографику или Power Point презентацию с рассказом о Москве.
В нашей школе практиковались регулярные образовательно-обучающие поездки в англоговорящие страны, но так как организация таких поездок в настоящее время ограничена, на помощь пришла возможность интегрирования информационных технологий в канву урочной и внеурочной деятельности. Для изучения и расширения знаний об англоговорящих странах была выбрана книга «Англия» [9]. Это аутентичное учебное пособие, подобранное по уровню владения английским языком восьмиклассников, построено на актуальном материале и современных темах, интересных для социокультурного развития обучающихся. Книга для чтения сопровождена аудиоматериалом, в увлекательной форме представляющим историю, культуру, традиции и спорт, достопримечательности и рассказы о великих людях этой страны.
Для того, чтобы расширить возможности работы с книгой учителем была использована интерактивная доска Padlet [3]. На уроках домашнего чтения, как мы их называем, хотя правильнее будет сказать на уроках литературы, истории или географии на английском языке, все зависит от тематики книги, которая выбрана для чтения в классе и дома, обучающиеся читали, смотрели видео, слушали аудио приложение к книге, обсуждали полученную информацию, учились составлять ментальные карты или паукограммы, отвечали на вопросы и т.д. Систематически давалось домашнее задание для выполнения на виртуальной доске Padlet, которая позволяла каждому обучающемуся печатать свои ответы, записывать устные высказывания в аудио формате и прикреплять их к доске, в качестве визуального материала добавлять картинки к заданиям. Работая с доской во внеурочное время, каждый имел возможность оставить свой комментарий к работе одноклассников, увидеть замечания и прослушать или прочитать комментарий к своей работе, получить отметку за ее выполнение. Используя виртуальную доску, обучающиеся могли видеть весь спектр выполненных заданий, а также свой прогресс в понимании информации, изложенной в книге. Все происходило в режиме реального времени. Сохранив доску в архиве, учитель может обращаться к ней в любое время, даже работая уже с другими классами.
Поскольку мы пользуемся преимуществами цифровых образовательных ресурсов и видим их огромное разнообразие и ценность в овладении английским языком, надо постоянно помнить об обеспечении безопасности присутствия обучающихся в сети. Все используемые сайты, о которых сегодня идет речь, не требуют от учащихся дополнительной регистрации, достаточно той ссылки, которую дает им учитель.
Использование информационных технологий и искусственного интеллекта, в частности, при овладении английским языком, стало реальностью нашего времени. «Twee» — это англоязычный сайт (см. : https://twee.com/), который разработан специально для учителей и использует искусственный интеллект, что значительно экономит время при подготовке к урокам. Нейросеть позволяет сгенерировать письменные высказывания в различных форматах, таких как письмо, рассказ или статья, диалоги на любую изучаемую тему. Подготовка материала занимает минимальное количество времени и, что немаловажно, имеется возможность учитывать уровень сложности, как лексики, так и изучаемой грамматики. Это позволяет значительно облегчить работу в группах с учащимися разного уровня знаний. Используя этот сайт, можно быстро составить вопросы с множественным выбором ответа, вопросы, требующие развернутых ответов обучающихся, а также утверждения «Верно/Неверно». Также нейросеть помогает сгенерировать упражнения для семантизации лексических единиц или тренировки грамматического материала.
После регистрации сайтом можно пользоваться как бесплатно, так и платно. Платный сайт дает учителю более широкое поле деятельности, например, создавать видео или аудио файлы для тренировочных упражнений, визуализировать прочитанное с помощью разнообразных иллюстраций, а также разработать материал к различным видам контроля, сдаче ОГЭ, ЕГЭ или подготовке к международным экзаменам. Однако и бесплатных возможностей сайта вполне хватает, чтобы получить качественный материал как для урока, так и для внеклассной работы.
На уроках ведется большая работа по аудированию. Обучающиеся должны понимать на слух английскую речь с разными акцентами. Очень интересно проходит работа с рассказами или письмами, написанными обучающимися, которые можно озвучить дикторами с разным произношением, используя сайт с искусственным интеллектом (см. https://www.naturalreaders.com/online/). Прослушивать озвученные тексты или вопросы, задаваемые для ответов в устной части ОГЭ или ЕГЭ, становится более интересно и увлекательно.
Для подготовки к успешной сдаче ОГЭ или ЕГЭ особый интерес для обучающихся представляет не только сайт ФИПИ с открытым банком заданий, который мы используем на уроках или выполняя задания в качестве домашней работы, но и созданный отечественными разработчиками тренажер «Exam-Simulator» издательства Титул (см. https://exam-simulator.ru/). Тренажер разработан для подготовки к сдаче устной части ОГЭ или ЕГЭ и сертифицирован Федеральным институтом педагогических измерений (ФИПИ), что говорит о качестве содержания данного продукта, полностью имитирующего устную часть экзаменов по английскому языку в 9-х и 11-х классах. Бесплатно можно воспользоваться десятью вариантами с аутентичными заданиями, сделать аудиозапись ответов с возможностью получения оценки ответа согласно критериям ФИПИ.
В заключение хочется еще раз подчеркнуть, что интеграция цифровых образовательных ресурсов в процесс овладения английским языком на уроках и во внеурочное время представляет эффективный и перспективный подход, способствующий повышению мотивации, улучшению усвоения необходимого материала для успешного формирования навыков коммуникации и получения представления об использовании английского языка в реальной жизни.
На своем собственном опыте можно было убедиться, что даже та небольшая часть цифровых образовательных ресурсов, о которых было написано выше, обеспечивает широкими возможностями воспитания, вариативного обучения, легко адаптируется к различным стилям учения обучающихся, вовлекает их в достаточно сложный, трудоемкий учебный процесс, делая его более увлекательным и привлекательным. Однако, никакие цифровые образовательные ресурсы не смогут заменить учителя, его сможет заменить только педагог, который владеет этим необычайно богатым набором ресурсов и использует их системно в организации учебно-познавательной и воспитательной деятельности обучающихся как на уроках, так и во внеурочное время.
1. Заславская О.Ю. Влияние глобальных процессов информатизации на развитие современной системы образования в условиях цифровой экономики // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Информатизация образования. – 2018. – Т. 15. № 3. –С. 271-281.
2. Здоровьесберегающее личностно-ориентированное образование в современных условиях: традиции, опыт, перспективы развития: Практико-ориентированная монография / Под. ред. А.Р. Вирабовой, О.А. Шкляровой.: М.: Пробел-2000, 2021. -248с.
3. Интерактивная доска – URL: https://padlet.com/el_konstant_sam/homereading
4. Кроссенс – игра для эрудитов – Текст: электронный // Наука и жизнь – 2002. -№12 – URL: https://www.nkj.ru/archive/articles/5105/
5. Общеевропейские компетенции владения иностранным языком (CEFR) 2020 г. – URL: https://www.coe.int/en/web/common-european-framework-reference-languages
6. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 18.10.2023 № 2894-р - URL: http://publication.pravo.gov.ru/document/0001202310270020
7. Указ Президента РФ от 10.10.2019 г. №490 «О развитии искусственного интеллекта в Российской Федерации» – URL: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001201910110003?ysclid=lr0jkfyez7771019144&index=12
8. Юнислайд – URL: https://unislide.io/?ysclid=lrnwrwrl7y690214861 (