Научные работы и статьи

Использование цифровых образовательных ресурсов для активизации проектной и исследовательской деятельности обучающихся

Использование цифровых образовательных ресурсов для активизации проектной и исследовательской деятельности обучающихся

Мельситова Галина Александровна, учитель английского языка некоммерческое образовательное частное учреждение средняя общеобразовательная школа «Центр образования «САМСОН», г. Москва, parf.galina@gmail.com

Поддуба Светлана Григорьевна, первый заместитель директора некоммерческое образовательное частное учреждение средняя общеобразовательная школа «Центр образования «САМСОН», podduba@mail.ru

Аннотация. В статье рассматриваются особенности использования цифровых образовательных ресурсов для активизации проектной и исследовательской деятельности обучающихся.

Ключевые слова: цифровые ресурсы; проектная деятельность; современные технологии; английский язык.

В настоящее время управление проектной и исследовательской деятельностью обучающихся занимает одну из ведущих позиций в профессиональной деятельности педагога. Отечественные учёные и практики подчёркивают, что проектно-исследовательская деятельность является эффективным ресурсом в активизации учебно-познавательной деятельности, развитии метапредметного мышления, воспитании личностных качеств и социализации обучающихся школьного возраста. В системе общего образования проектно-исследовательская деятельность организуется и проводится уже с уровня дошкольного образования. Особенности организации и основы управления проектно-исследовательской деятельностью обучающихся на разных ступенях и уровнях образования рассмотрены в работах С.Г. Воровщикова (2008, 2014,2017, 2021гг.), С.Р. Гилядова (2009, 2021 гг.), М.М. Новожиловой (2008г), Л.Е. Осипенко (2014, 2017 гг.), Е.С. Полат (2000г.), Т.К. Родионовой (2018г.), А.И. Савенкова (2013, 2018, 2021 гг.), М.В. Степановой (2005г.) и др.

Позиционируя личностно-ориентированное здоровьесберегающее образование, педагоги НОЧУ СОШ «Центр образования «Самсон» уже более 30 лет успешно используют образовательные технологии исследовательской и проектной деятельности как в начальной, так и в старшей школе [3]. В школе «Самсон» проектно-исследовательская деятельность осуществляется в соответствии с внутренними нормативно-правовыми актами (Положение о научном обществе «Эврика», Положение о научно-практической конференции обучающихся, Положение о проектной деятельности в Начальной школе, Положение о проектно-исследовательской деятельности обучающихся в условиях введения ФГОС ООО и СОО, Положение о научно-практическом семинаре, Положение об инновационной деятельности в школе) и внутришкольным планом управления. «Внутришкольное управление призвано инициировать разработку целостной и непротиворечивой внутришкольной системы формирования культуры исследовательской деятельности обучающихся, способствовать обеспечению качества совместной деятельности учащихся, учителей и педагогов дополнительного образования при осуществлении учебного исследования, образовательного проекта» [1, с.8]

Существенные изменения в организации и педагогическом управлении проектно-исследовательской деятельностью обучающихся произошли с началом цифровой трансформации в образовании [3,4]. Цифровизация образовательной среды привела к тому, что подготовить и реализовать актуальный и интересный проект теперь сложно без использования различных цифровых ресурсов, применения интерактивных технологий коммуникации [3].

Приведём пример использования цифровых ресурсов в проектно-исследовательской деятельности ученика 10 класса Центра образования «Самсон». Исследование было выполнено в 2022-2023 учебном году. Тема проекта «Влияние группы TheBeatles на формирование интереса к английскому языку». Работа выполнена на английском языке. Целью проекта было вызвать интерес к изучению английского языка, используя интерактивную форму работы на уроках, основываясь при этом на материал песен группы The Beatles.

В ходе работы над проектом были поставлены следующие задачи:

– провести анкетирование среди обучающихся и педагогов Центра Образования «Самсон», с целью сбора и анализа информации об уровне осведомленности респондентов по существу выбранной темы;

– собрать и проанализировать информацию по истории и особенностям культурного направления в музыке «Битлз», используя интернет и цифровые ресурсы;

– оформить текстовую версию проекта средствами программы Word;

– разработать интерактивную викторину для применения на уроках английского языка в 5-11 классах, используя программу Power Point.

Для решения первой задачи, а именно проведения анкетирования, был использован онлайн-сервис Google Формы, который в настоящий момент является самым популярным и простым для создания онлайн-опросов. Здесь доступны вопросы с выбором нескольких вариантов, развернутые ответы и еще несколько несложных форматов. В качестве ответов респонденты могут даже загружать свои изображения и видео. Несомненный плюс данного сервиса заключается в том, что для участия в опросе не нужен аккаунт Google, что позволяет любому участнику пройти анкетирование максимально быстро и просто. Форму можно отправлять по почте и делиться ссылкой на анкетирование в мессенджерах. Это позволяет быстро опросить большое количество людей. Кроме этого, создатель опроса может изменить настройки и, например, запретить отправлять анкету несколько раз или разрешить менять свои ответы после отправки.

Помимо опросов есть функция создания тестов. Можно настроить, сколько баллов давать за правильный ответ и показывать ли его пользователю или нет. Такие онлайн-тесты, созданные обучающимся по определенной теме, можно использовать в экспериментально-практической части проекта. Сам тест и описание методики его проведения являются частью итогового продукта в разработанном исследовательском проекте.

При выполнении второй задачи ученик изучил историю создания, популяризации и мирового признания группы «Битлз». Учеником была самостоятельно собрана и изучена информация о группе «Битлз» на русском и на английском языках. В проекте проведен анализ и дана оценка не только влиянию «Битлз» на формирование музыкальной культуры ХХ века, но и на повышение интереса к изучению и распространению английского языка и данного музыкального течения в целом. Собирая и анализируя информацию, необходимую для теоретической части проекта, обучающийся использовал следующие цифровые образовательные ресурсы: различные текстовые документы, размещенные в интернете, иллюстрации, видео- и аудиофайлы с песнями группы.

Работая над следующей задачей, которая предусматривала создание интерактивной викторины, автор проекта активно использовал программу PowerPoint. Разработка фона презентации, титульного слайда, подбор шрифта, стилевое оформление, вставка фотоизображений на слайды, оформление рамок и настройка анимации – это лишь некоторые из действий, необходимых для получения визуально привлекательного конечного продукта. Интерактивная викторина включала 25 вопросов разного уровня сложности. По заключению экспертов – учителей иностранного языка Центра образования «Самсон», викторину целесообразно использовать в образовательном процессе. Такой учебно-методический материал, несомненно, интересен обучающимся, дает возможность проверить им собственные знания английского языка, а также узнать новые факты о группе «Битлз», расширить представления о музыкальной культуре.

В качестве еще одного продукта по результатам выполненной проектно-исследовательской работы был представлен комплекс лексико-грамматических упражнений, построенный на текстах песен данной музыкальной группы. С.Г. Ворощиков, автор метапредметного курса «Индивидуальный проект» указывает: «Как известно, подлинное образование осуществляется в гармоничном слиянии самостоятельных процессов: самопознания, самообразования и самореализации. Поэтому считается целесообразным «выращивание» исследовательской и проектной компетентности старшеклассников сопроводить проверочными заданиями. На основании полученных результатов можно определить траектории дальнейшего совершенствования исследовательских умений и инструктивных знаний» [2, с. 4]. В нашем случае были использованы разные формы и виды проверки и обсуждения промежуточных результатов на всех этапах проектно-исследовательской деятельности, в том числе и с использованием различных информационно-коммуникационных ресурсов.

Результаты исследования в форме проекта были представлены на общешкольной научной конференции обучающихся. В Центре Образования «Самсон» ежегодно проводится научно-практическая конференция, на которой обучающиеся защищают свои проекты и демонстрируют практические результаты выполненных исследований – конечный продукт. В результате выполненного проекта ученик Центра образования «Самсон» разработал опросник, интерактивную викторину, комплекс лексико-грамматических упражнений, что в совокупности было оценено как интересный и, несомненно, востребованный дидактический материал для проведения занятий по изучению английского языка.

Осмысливая процесс и результаты педагогического управления при выполнении учеником данного проекта, хотелось бы отметить, что основой метода проектов является его практическая направленность на результат, который обязательно должен быть таким, чтобы его можно было увидеть, осмыслить и в дальнейшем применить в практической деятельности. Также следует отметить, что использование цифровых образовательных ресурсов предоставляет широкие возможности для активного погружения обучающихся в любую форму и вид учебно-познавательной деятельности, в том числе и проектно-исследовательскую [4].

1. Воровщиков С.Г. Образовательный проект и учебное исследование: ресурсы разработки и проведения: учебное пособие. – М.: Изд-во НШУОС, «5 за знания», 2023. –68с.

2. Воровщиков С.Г. Экология мышления: самопознание и самореализация исследовательской и проектной компетентности старшеклассника: практикум метапредметного курса «Индивидуальный проект» для учащихся основной и средней школы. – М.: Изд-во АНО НШУОС, 2021. – 106 с.

3. Здоровьесберегающее личностно-ориентированное образование в современных условиях: традиции, опыт, перспективы развития: прак.-ориент. монограф. / Под ред А. Р. Вирабовой, О. А. Шкляровой. – Москва, 2021. С. 76-89

4. Мельситова Г.А., Поддуба С.Г. Технология подготовки к ОГЭ по английскому языку с использованием современных информационных технологий // Горизонты и риски развития образования в условиях системных изменений и цифровизации: сб. науч. тр. / XII Международ. науч.-практич. конф. «Шамовские педагогические чтения научной школы Управления образовательными системами», 25 января 2020 г. В 2 ч. Ч. 1. – М.: МАНПО, 5 за знания, 2020. – С.423-427

5.Попова Е.Е., Петрищева Л.П., Попов А.В. Эффективность использования нетрадиционных форм и методов контроля результатов обучения // Наука и образование. 2021