Научные работы и статьи

Цифровые ресурсы в организации учебно-познавательной деятельности обучающихся на уроке и во внеурочной работе

Цифровые ресурсы в организации учебно-познавательной деятельности обучающихся на уроке и во внеурочной работе

Гудова Ирина Викторовна, учитель начальных классов, некоммерческое образовательное частное учреждение средняя образовательная школа «Центр образования «САМСОН», г. Москва, irina.gudova78@mail.ru

Корешкова Марина Анатольевна, воспитатель группы продленного дня, некоммерческое образовательное частное учреждение средняя образовательная школа «Центр образования «САМСОН», г. Москва, koreshkova-marina@inbox.ru

Малеева Ирина Владимировна, учитель начальных классов, некоммерческое образовательное частное учреждение средняя образовательная школа «Центр образования «САМСОН», г. Москва, irinamaleeva2012@yandex.ru

Аннотация. В статье представлен опыт использования цифровых образовательных ресурсов в организации учебно-познавательной деятельности обучающихся начальной школы. Приведены примеры проведения урочной и внеурочной работы с применением цифровых ресурсов.

Ключевые слова: учебно-познавательная деятельность; цифровые образовательные ресурсы (ЦОР), образовательные платформы, Московская электронная школа (МЭШ).

Актуальность грамотного использования цифровых ресурсов в управлении образовательным процессом, непосредственной организации учебно-познавательной деятельности обучающихся начальной школы в настоящее время ни у кого не вызывает сомнений. Именно поэтому вопрос о функциональной цифровой грамотности педагогических работников, в частности свободном владении и использовании информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в профессиональной деятельности, целенаправленно и последовательно решался в НОЧУ СОШ «Центр образования «Самсон» с первых шагов вступления в эру цифровизации [3, 4]

Совокупность требований, предъявляемых к современному педагогу в условиях цифровой образовательной среды, включает не только перечень базовых знаний, умений, навыков, востребованных для жизни и профессиональной деятельности с использованием цифровых ресурсов, но и профессионально-личностных позиционно-смысловых установок, ценностных ориентаций, отвечающих идеологии здоровьесберегающего личностно-ориентированного образования. Использование педагогом начальной школы цифровых образовательных ресурсов в процессе организации и управления учебно-познавательной деятельностью обучающихся и на уроке, и во внеурочной работе требует грамотной оценки образовательного потенциала ресурса, его безопасности и возможности модификации для соблюдения требований здоровьесбережения [2, 5].

Конечно, большое число, разнообразие цифровых образовательных ресурсов предоставляют педагогу возможности использовать их в разных формах и на разных этапах организации учебно-познавательной деятельности младших школьников:

– при актуализации знания, возбуждении интереса и мотивации к его освоению;

– при нахождении, выборе наиболее удобных, комфортных для каждого ученика (индивидуально и личностно-ориентированных) форм ознакомления с информацией, новым материалом, непременно ориентируясь при этом на состояние его работоспособности, здоровья и другие личностные качества;

– при закреплении, практическом применении освоенных знаний и умений;

– на этапе рефлексии, контроля и оценки достигнутых результатов, побуждая ученика осмысливать, осознавать собственные образовательные достижения и планировать дальнейшую учебно-познавательную деятельность.

Все это определяет необходимость постоянного совершенствовать учителю свою компетентность для выполнения педагогических в условиях цифровой образовательной среды, апробировать доступные цифровые ресурсы и создавать свои интерактивные учебные материалы.

Для удалённого общения с учениками, для работы в командах, проведения рефлексии в конце занятия, хорошо подходят простые онлайн инструменты, не требующие регистрации, например, онлайн доски.

Онлайн-доска — это интернет-сервис, представляющий из себя бесконечное полотно, на котором можно оставлять заметки удаленным пользователям в режиме реального времени. Можно использовать доску Scrumblr (http://scrumblr.ca/), которая позволяет работать без регистрации как создателю доски, так и участникам команды. Для создания новой доски необходимо задать ее имя латинскими буквами. На доске можно создать несколько именованных колонок и размещать в них текстовые стикеры.

Можно, например, обсудить плюсы и минусы чего-либо, составить план работы по дням или даже часам и т.п. Готовые стикеры можно перемещать по колонкам, организуя работу с ними, например, в стиле доски канбан (Рис.1).
Рис.1. Пример размещения стикеров в стиле доски канбан

Google Формы – это удобный инструмент, позволяющий оперативно составлять различных учебно-дидактических и диагностических материалов и открывать доступ к ним обучающимся. Тесты, упражнения, задания и т.п., которые получают и выполняют ученики являются хорошим учебным тренажером, не только для закрепления учебного материала, отработки определённых умений, но и позволяют оценить работу, используя систему баллов, вовремя обратить внимание на пробелы. Используя достаточно легкие настройки, мы достаточно часто используем режим самоконтроля. Это дает хороший воспитательный эффект.

Конечно, на первом месте использования ЦОР стоит огромное собрание сценариев уроков и различных видов заданий, видеоматериалов, представленных в библиотеке Московской электронной школы (МЭШ), которой пользуется ежедневно каждый учитель без исключения. МЭШ – это интернет-платформа, которая состоит из электронного дневника и журнала, библиотеки, а также портфолио. «В Библиотеке МЭШ электронные образовательные ресурсы можно отсортировать по типу: сценарии уроков, приложения, тесты, учебники, художественная литература, атомики, учебные пособия, лаборатории. Также можно выбрать нужный уровень образования (начальное общее образование, основное общее образование и среднее общее образование) и уровень изучения (базовый или углубленный).» (см. https://uchebnik.mos.ru/)

Выбрав нужный предмет и тему урока, учитель может воспользоваться уже готовым сценарием урока или любым приложением из данной библиотеки. Это может быть и свой собственный сценарий урока или приложение, созданные данным учителем лично и успешно пройденные модерацию. Например, на уроке окружающего мира по теме «Золотое кольцо России» можно не только организовать виртуальную экскурсию по Золотому кольцу России, используя привлекательную наглядность, игровые моменты, знакомя детей с интересными историческими объектами и предоставляя любопытные исторические факты, но также, в качестве проверки усвоения материала можно предложить детям отгадать кроссворд. (Рис. 2)
Рис.2. Пример задания.

Эту работу можно организовать как фронтально, так и группами, а можно предложить, как самостоятельный вид деятельности, при наличии специальных электронных гаджетов у учащихся. Как мы видим, этот безграничный ресурс может стать неотъемлемым помощником любого учителя на любом уроке и на любом этапе урока. А также стать верным помощником при выдаче и проверке домашнего задания.

Для создания некоторого контента в библиотеке МЭШ приходит на помощь другая образовательная платформа LearningApps

LearningApps представляет собой бесплатный онлайн-сервис. С его помощью можно самостоятельно составлять приложения с целью проверки и закрепления уже полученных знаний. В настоящее время на этом сервисе доступно более 20 интересный упражнений в игровой форме, многие из которых разработаны по мотивам популярных у младших школьников игр (см. https://learningapps.ru/).

Так, на уроках русского языка для закрепления темы: «Части речи» мы используем викторину, отвечая на вопросы которой, дети не только закрепляют материал в интересной для них форме, но и получают положительный результат (см. https://learningapps.org/view31254580). На уроке окружающего мира или на внеурочной деятельности можно в интересной форме закрепить правила безопасности (см. https://learningapps.org/watch?v=pi2tb69r321)

Таким образом, при желании и определенных возможностях у любого учителя открываются безграничные способы творческого подхода при подготовке и проведению различного рода занятий и видов деятельности. Так как в работе с младшими школьниками, учитывая их психологическую особенность, большую роль имеет наглядность, то для этого мы используем сайт http://nachalka.info. Данный сайт содержит очень красочные ЦОР для начальной школы по различным предметам. При подготовке сообщений и рефератов можно порекомендовать учащимся начальной школы сайт http://www.classmag.ru.

Удобная среда обучения математике для начальной школы, предоставляющая возможность каждому ребенку изучать математику в соответствии с его способностями. Обучение проводится с использованием большого количества интересных ребенку анимированных уроков. В данном тренажере объем материала собран на основе всех основных тем курса математики для начальной школы (см. http://www.maths-whizz.ru)

Помимо основной учебной деятельности в жизни младших школьников присутствует многообразный мир внеурочной деятельности. В которую входит многообразие развивающих занятий, кружков, секций, экскурсий, проектная деятельность, олимпиады, соревнования, познавательно-развлекательные мероприятия и выполнение домашних заданий и т.д. И во всех этих видах деятельности можно прибегнуть к помощи цифровых образовательных ресурсов. Процесс информатизации учебного времени должен быть ориентирован на развитие интеллектуального потенциала ученика, на формирование умений самостоятельно приобретать знания, осуществлять информационно-учебную, экспериментально-исследовательскую деятельность.

В нашей школе «Самсон», равно, как и во всех школах Российской Федерации одним из наиболее важных видов внеурочной деятельности по патриотическому воспитанию являются «Разговоры о важном». Для проведения данных занятий нам помогает электронный ресурс https://razgovor.edsoo.ru/, на котором представлен в полном объеме и видео материал, и презентации, и методические рекомендации, и сценарии занятий и дополнительный материал для учащихся, который можно распечатать. Материал предоставляется еженедельно по определенным темам, скорректирован по возрастным категориям и носит рекомендательный характер. Например, на занятиях внеурочной деятельности «Литературная гостиная» мы успешно апробировали и теперь активно используем разработанную М.В. Буряк, Е.Н. Карышевой авторский образовательный курс «Чтение с увлечением» [1]. Программа разработана на основе интеграции содержания нескольких учебных предметов: «Литературное чтение», «Русский язык», Окружающий мир», «История». Это позволяет более целостно комплексно подойти к освоению обучающимися тематического материала, содействует воспитанию у них навыков осмысленного восприятия информации и самостоятельной работы с ней.

В организации урочной и внеурочной работы с младшими школьниками мы также активно используем хорошо известную и наиболее востребованную в последние годы электронную платформу Учи.ру [https://uchi.ru/]. Следует подчеркнуть, что данный электронный образовательный ресурс разделен по возрастным категориям и успешно сопровождает учебный процесс по основным школьным предметам с 1 по 11 классы. На ресурсе также работают курсы по подготовке к ВПР, ОГЭ, ЕГЭ, по внешкольным предметам, направленным на развитие гибких навыков и метапредметных умений. Ученики изучают предметы школьной программы в интерактивном формате с учетом уровня знаний и индивидуальных особенностей, участвуют в олимпиадах и получают поощрительные грамоты, которые учитываются при поступлении в дальнейшие образовательные учреждения.

Наряду с данной платформой имеют свою популярность такие платформы, как Яндекс учебник, где учитель с помощью предлагаемого электронного ресурса может составлять и комплектовать задания по своему желанию, опираясь на знания и умения своих учеников.

Joyteka – это образовательная платформа, на которой можно создавать учебные задания: Веб-квесты «Выберись из комнаты», интеллектуальная игра «Твоя Викторина» и Терминологическая игра «Термины» (см. https://joyteka.com/ru). Так же на этой платформе можно создавать интерактивные видео для урока или внеурочной деятельности с вопросами, тестами и т.д., а также тесты для проверки знаний учащихся. Есть бесплатный тариф и платные расширенные возможности сервиса. Самое интересное и необычное задание - веб-квест. Перед игроками ставится задача выбраться из комнаты, используя различные предметы, находя подсказки и решая логические задачи. Для создания образовательного квеста, подсказками могут быть ответы на задачи, которые необходимо решить для продвижения по сюжету квеста. Таким образом, педагог, добавляя содержание своей дисциплины, делает квест образовательным и увлекательным. В виде такого квеста можно задать, например, домашнее задание. Если ученик квест прошел – выбрался из комнаты, значит все ответы в заданиях верные и домашнее задание выполнено. Имеется несколько локаций. Образец квеста и задания можно посмотреть по ссылке https://www.learnis.ru/529640/.

Это далеко не весь перечень электронных ресурсов, которые может использовать в ежедневной работе современный учитель. Готовясь к любому занятию, виду деятельности, мероприятию в той или иной степени все равно мы будем прибегать к помощи цифровых ресурсов.

Мы считаем, использование перечисленных цифровых образовательных ресурсов помогает разнообразить образовательный процесс, повышает интерес учащихся, мотивацию, помогает организовать индивидуальную, групповую и фронтальную работу с классом. А также сокращает время, затраченное педагогом на проверку тестов и домашних заданий.

1. Буряк М.В., Карышева Е.Н. Авторская программа «Чтение с увлечением» – М.: Планета, 2015. – 288 с.

2. Вирабова А.Р. Комплексный подход к использованию ресурсов для здоровьесбережения детей и подростков в личностно-ориентированной образовательной среде современной школы / А.Р. Вирабова, В.Р. Кучма, О.А. Шклярова // Антропологическая дидактика и воспитание. – 2022. – Т. 5, № 2. – С. 10-23.

3. Здоровьесберегающее личностно-ориентированное образование в современных условиях: традиции, опыт, перспективы развития: Практико-ориентированная монография / Под. ред. проф. д.м.н. А.Р. Вирабовой, проф., к.п.н., доцента О.А. Шкляровой. Москва: Пробел-2000, 2021. -248 с.

4. Поддуба С.Г., Осипова О.П.Цифровая образовательная среда как стратегический ресурс профессионального развития педагогических работников (на примере НОЧУ СОШ «Центр образования «Самсон) //Наука и школа – 2022. – №5. – С.59-71

5. Шамова ТИ. Здоровьесберегающие основы образовательного процесса в школе / Т.И. Шамова, О.А. Шклярова // Управление развитием здоровьесберегающей среды в школе на ресурсной основе: сб. материалов научной сессии ФПК и ППРО МПГУ (25 января 2007 г.). – М.: ООО УЦ «Перспектива», 2007. – С. 3-11.
2024-11-14 16:41