Принципы педагогического управления конфликтами в детском коллективе
Золотова Анастасия Владимировна, учитель начальных классов, некоммерческое образовательное частное учреждение средняя общеобразовательная школа “Центр образования "САМСОН”, г. Москва, nastya.zolotova.2001@mail.ru
Аннотация. Одним из объектов педагогического управления является регулирование взаимоотношений в детском коллективе. Рассмотрены причины возникновения, разрешения и педагогические практики предотвращения развития конфликтов в работе с младшими школьниками. Описаны основные принципы управления конфликтами в детском коллективе.
Ключевые слова: конфликт в детском коллективе; межличностные отношения в детском коллективе; приемы предупреждения и разрешения конфликтов.
Конфликт в детском коллективе – это столкновение противоположных взглядов и противоборствующих интересов, неизбежная ступень выстраивания социальных взаимоотношений. В младшем школьном возрасте конфликтная ситуация часто сопровождается непониманием чувств товарища, отсутствием сопереживания друг к другу. Аверин В.Г., Белинская А.Б., Божович Л.И. Драгунова Т.В. и другие исследуя проблемы конфликтов в детской среде, отмечают, что причиной их возникновения являются чаще всего не сформированность у детей школьного возраста ориентации на другого человека. Для ребенка триггером для возникновения негативной реакции, демонстрации раздражения нередко являются манера речи, действия собеседника или участника игры. Акцентуация внимания на собственных желаниях, интересах мешают ребенку понять, что его сверстник – личность со своим внутренним миром и это нормально [1,3, 6].
Наблюдая за взаимоотношениями младших школьников, мы постарались сформулировать особенность возникновения, развития и разрешения конфликтов в детском коллективе. Так, младшие школьники при поступлении в школу сталкиваются с рядом факторов, влияющих на формирование детского коллектива. Во-первых, смена социального статуса с позиции «дошкольник» на позицию «ученик», погружение в новые условия с активной образовательной деятельностью требуют от ребенка выстраивания взаимоотношений со сверстниками. Это уже не партнеры по игре, а члены ученического коллектива, равные участники учебно-воспитательного процесса и их взаимоотношения кроме игровых выходят на уровень взаимообразовательных. С поступлением в начальную школу у ребенка появляются новые обязанности, не всегда совпадающие с интересами и потребностями. Так, ему следует выполнять требования учителя, проявлять внимание и усидчивость, налаживать отношения с одноклассниками [2].
Физиологи и гигенисты детства указывают, что физические изменения в организме детей 7-10 лет, являются причиной высокой активности, потребности в физических движениях, а большую часть времени ребенок проводит за учебной партой. Изменение психологического состояния (впечатлительность, перепады настроения), недостаток концентрации внимания (утомляемость, затруднение при совмещении более одного вида работы), отсутствие опыта конструктивного поведения в случае возникновения конфликтной ситуации приводят к повышенной эмоциональной неустойчивости, а в поведении преобладает интуитивная реакция, не всегда соответствующая социокультурной норме [7].
Младший школьный возраст – сложный для ребенка период социальной адаптации и становления культуры коммуникации с окружающими людьми. Поведенческая модель младших школьников довольно импульсивна, изменчива, самоконтроль осуществляется не у всех, и он не всегда может обуздать высокую эмоциональность этого школьного возраста [1].
Чтобы понять, к какому принципу управления конфликтом следует прибегнуть педагогу, какие действия способны предупредить или разрешить случившееся, мы полагаем важно определить вид разногласия и изучить основные методы и приемы педагогического управления по данному направлению. Основные виды конфликтов представлены в таблице 1.
Таблица 1–Виды конфликтов (составлено по В.Г. Каменской)
№
Вид конфликта
Пояснение
1
Внутриличностный конфликт
Данный вид конфликта может возникнуть вследствие недостаточной удовлетворенности своей жизнью, учебной деятельностью, отношениями с близкими, невысокой самооценкой.
2
Межличностный конфликт
Такой вид конфликта предполагает детей с разным характером, темпераментом и взглядами.
3
Конфликт между индивидуумом и коллективом
Данный вид конфликта возникает, когда младший школьник занимает позицию или место, отличающееся от коллектива. Взаимоотношения с товарищами становятся противоборствующими, потому что он «восстал» против коллектива.
4
Межгрупповой конфликт
Этот вид конфликта возникает из противоречий между двумя группами. Такие ситуации могут быть мотивационными, когда конфликт возникает из-за различий в мотивах поведения, или ролевыми, когда младший школьник формирует свою социальную роль через взаимодействие с другими людьми в коллективе.
На практике мы используем разные формы работы с младшими школьниками воспитывая у них навыки адекватного поведения в социуме. Учителя младших школьников играют ключевую роль в управлении конфликтами, создавая безопасную и поддерживающую образовательную среду. Культура грамотного управления детским коллективом, регулирования ученических взаимоотношений и ученического самоуправления есть проявление не только профессиональной компетентности, но и демонстрация личной культуры педагога [5].
Опыт проведения коротких внеучебных занятий, групповых и индивидуальных бесед о навыках разрешения конфликтов помогают школьникам лучше понимать процесс и предотвращать дальнейшие негативное развитие предконфликтной или конфликтной ситуации [4,6]. Важно объяснять детям, как обсуждать свои чувства, обучать навыкам поиска компромиссов, формировать умения конструктивной установки и выполнения четких правил, разъяснять, как правила помогают поддерживать порядок, безопасность и психологический комфорт в классе. Традиционные приемы поощрения добрых поступков укрепляют положительные взаимоотношения в детском коллективе, что существенно снижает вероятность возникновения конфликтов.
Также важно проведение индивидуальных бесед с детьми для того, чтобы заблаговременно выяснить причины их неудовлетворенности или разногласий с одноклассниками, это поможет лучше понять их потребности и предоставить соответствующую поддержку. Можно включить в учебный процесс активности, направленные на развитие эмоционального интеллекта. Чем лучше дети понимают свои и чужие эмоции, тем легче им управлять своим поведением и решать конфликты. Вмешательство на раннем этапе может предотвратить негативные последствия в будущем [8].
На практике вучебной и внеурочной работе с детьми младшего школьного возраста в конфликтных ситуациях очень хорошо срабатывают следующие способы управления:
– активное слушание: надо уделить внимание каждому ребенку, проявляя интерес к его точке зрения. Активное слушание создает обстановку взаимопонимания и дает детям возможность выразить свои чувства и мысли;
– создание позитивной атмосферы: подчеркивая положительные моменты и чувства каждого ребенка, я создаю атмосферу взаимопонимания;
– выяснение нюансов: необходимо задать вопросы, чтобы выяснить, что произошло, и объяснить детям, почему важно разрешить конфликт и как это может повлиять на их отношения;
– предложение верного решения: требуется помочь детям найти варианты разрешения конфликта, предложить альтернативы и поощрить их совместные усилия в поиске компромисса;
– прогноз будущих отношений: после разрешения конфликта, способствуя восстановлению позитивных отношений, надо подчеркнуть важность того, чтобы они вновь могли играть или работать вместе;
– участие родителей: в случае серьезного конфликта, я обращаюсь к родителям детей, чтобы обсудить ситуацию и поделиться информацией о том, как они могут поддержать разрешение конфликта в домашних условиях.
Таким образом, применяя принципы управления конфликтами, педагог может успешно справляться с конфликтными ситуациями младших школьников, управлять ученическим коллективом, целенаправленно развивая навыки сотрудничества, способствуя формированию позитивного сообщества в классе.
1. Аверин В. Г. Психология детей младшего школьного возраста. СПб:Изд-во Михайлова В. А., 2000.– 63 с.
2. Авдошина Н.И., Поддуба С.Г., Управление процессом социализации обучающихся в условиях образовательной организации /Перспективы развития отечественного образования: приоритеты и решения: Сборник статей Восьмых Всероссийских Шамовских педагогических чтений научной школы Управления образовательными системами (22 января 2016 г.)/ Отв. ред. С.Г. Воровщиков, О.А. Шклярова. – М.: МПГУ, 2016. – С.578-581
3. Белинская А. Б. Конфликтология в социальной работе. Москва: Юрайт-М, 2021. 190 с.
4. Бодалев М. К. Личность и общение. М: Международная педагогическая академия, 1995. 328 с.
5. Вирабова А.Р., Шклярова О.А. Культура управления как ресурс личностного и профессионального развития всех участников образовательного процесса //Шамовские педагогические чтения научной школы управления образовательными системами: Сб. статей XIII Международной научно-практической конференции. В 2-х частях. Ч.1. – М.: МАНПО, 5 за знания, 2021.–С. 571-575
6. Драгунова Т. В. Проблема конфликта в подростковом возрасте. СПб: Питер, 2001. 348 с.
7. Каменская В. Г. Психология конфликта. Психологическая защита и мотивация в структуре конфликта. М.: Юрайт, 2021. 150 с.
8. Конфликтология: Работа классного руководителя с родителями и обучающимися/Е.Л. Болотова, Л.И. Маленкова, Д.А. Парнов, Е.В. Савенкова – М.: ООО «Национальный книжный центр», 2013. – 112 с.
Золотова Анастасия Владимировна, учитель начальных классов, некоммерческое образовательное частное учреждение средняя общеобразовательная школа “Центр образования "САМСОН”, г. Москва, nastya.zolotova.2001@mail.ru
Аннотация. Одним из объектов педагогического управления является регулирование взаимоотношений в детском коллективе. Рассмотрены причины возникновения, разрешения и педагогические практики предотвращения развития конфликтов в работе с младшими школьниками. Описаны основные принципы управления конфликтами в детском коллективе.
Ключевые слова: конфликт в детском коллективе; межличностные отношения в детском коллективе; приемы предупреждения и разрешения конфликтов.
Конфликт в детском коллективе – это столкновение противоположных взглядов и противоборствующих интересов, неизбежная ступень выстраивания социальных взаимоотношений. В младшем школьном возрасте конфликтная ситуация часто сопровождается непониманием чувств товарища, отсутствием сопереживания друг к другу. Аверин В.Г., Белинская А.Б., Божович Л.И. Драгунова Т.В. и другие исследуя проблемы конфликтов в детской среде, отмечают, что причиной их возникновения являются чаще всего не сформированность у детей школьного возраста ориентации на другого человека. Для ребенка триггером для возникновения негативной реакции, демонстрации раздражения нередко являются манера речи, действия собеседника или участника игры. Акцентуация внимания на собственных желаниях, интересах мешают ребенку понять, что его сверстник – личность со своим внутренним миром и это нормально [1,3, 6].
Наблюдая за взаимоотношениями младших школьников, мы постарались сформулировать особенность возникновения, развития и разрешения конфликтов в детском коллективе. Так, младшие школьники при поступлении в школу сталкиваются с рядом факторов, влияющих на формирование детского коллектива. Во-первых, смена социального статуса с позиции «дошкольник» на позицию «ученик», погружение в новые условия с активной образовательной деятельностью требуют от ребенка выстраивания взаимоотношений со сверстниками. Это уже не партнеры по игре, а члены ученического коллектива, равные участники учебно-воспитательного процесса и их взаимоотношения кроме игровых выходят на уровень взаимообразовательных. С поступлением в начальную школу у ребенка появляются новые обязанности, не всегда совпадающие с интересами и потребностями. Так, ему следует выполнять требования учителя, проявлять внимание и усидчивость, налаживать отношения с одноклассниками [2].
Физиологи и гигенисты детства указывают, что физические изменения в организме детей 7-10 лет, являются причиной высокой активности, потребности в физических движениях, а большую часть времени ребенок проводит за учебной партой. Изменение психологического состояния (впечатлительность, перепады настроения), недостаток концентрации внимания (утомляемость, затруднение при совмещении более одного вида работы), отсутствие опыта конструктивного поведения в случае возникновения конфликтной ситуации приводят к повышенной эмоциональной неустойчивости, а в поведении преобладает интуитивная реакция, не всегда соответствующая социокультурной норме [7].
Младший школьный возраст – сложный для ребенка период социальной адаптации и становления культуры коммуникации с окружающими людьми. Поведенческая модель младших школьников довольно импульсивна, изменчива, самоконтроль осуществляется не у всех, и он не всегда может обуздать высокую эмоциональность этого школьного возраста [1].
Чтобы понять, к какому принципу управления конфликтом следует прибегнуть педагогу, какие действия способны предупредить или разрешить случившееся, мы полагаем важно определить вид разногласия и изучить основные методы и приемы педагогического управления по данному направлению. Основные виды конфликтов представлены в таблице 1.
Таблица 1–Виды конфликтов (составлено по В.Г. Каменской)
№
Вид конфликта
Пояснение
1
Внутриличностный конфликт
Данный вид конфликта может возникнуть вследствие недостаточной удовлетворенности своей жизнью, учебной деятельностью, отношениями с близкими, невысокой самооценкой.
2
Межличностный конфликт
Такой вид конфликта предполагает детей с разным характером, темпераментом и взглядами.
3
Конфликт между индивидуумом и коллективом
Данный вид конфликта возникает, когда младший школьник занимает позицию или место, отличающееся от коллектива. Взаимоотношения с товарищами становятся противоборствующими, потому что он «восстал» против коллектива.
4
Межгрупповой конфликт
Этот вид конфликта возникает из противоречий между двумя группами. Такие ситуации могут быть мотивационными, когда конфликт возникает из-за различий в мотивах поведения, или ролевыми, когда младший школьник формирует свою социальную роль через взаимодействие с другими людьми в коллективе.
На практике мы используем разные формы работы с младшими школьниками воспитывая у них навыки адекватного поведения в социуме. Учителя младших школьников играют ключевую роль в управлении конфликтами, создавая безопасную и поддерживающую образовательную среду. Культура грамотного управления детским коллективом, регулирования ученических взаимоотношений и ученического самоуправления есть проявление не только профессиональной компетентности, но и демонстрация личной культуры педагога [5].
Опыт проведения коротких внеучебных занятий, групповых и индивидуальных бесед о навыках разрешения конфликтов помогают школьникам лучше понимать процесс и предотвращать дальнейшие негативное развитие предконфликтной или конфликтной ситуации [4,6]. Важно объяснять детям, как обсуждать свои чувства, обучать навыкам поиска компромиссов, формировать умения конструктивной установки и выполнения четких правил, разъяснять, как правила помогают поддерживать порядок, безопасность и психологический комфорт в классе. Традиционные приемы поощрения добрых поступков укрепляют положительные взаимоотношения в детском коллективе, что существенно снижает вероятность возникновения конфликтов.
Также важно проведение индивидуальных бесед с детьми для того, чтобы заблаговременно выяснить причины их неудовлетворенности или разногласий с одноклассниками, это поможет лучше понять их потребности и предоставить соответствующую поддержку. Можно включить в учебный процесс активности, направленные на развитие эмоционального интеллекта. Чем лучше дети понимают свои и чужие эмоции, тем легче им управлять своим поведением и решать конфликты. Вмешательство на раннем этапе может предотвратить негативные последствия в будущем [8].
На практике вучебной и внеурочной работе с детьми младшего школьного возраста в конфликтных ситуациях очень хорошо срабатывают следующие способы управления:
– активное слушание: надо уделить внимание каждому ребенку, проявляя интерес к его точке зрения. Активное слушание создает обстановку взаимопонимания и дает детям возможность выразить свои чувства и мысли;
– создание позитивной атмосферы: подчеркивая положительные моменты и чувства каждого ребенка, я создаю атмосферу взаимопонимания;
– выяснение нюансов: необходимо задать вопросы, чтобы выяснить, что произошло, и объяснить детям, почему важно разрешить конфликт и как это может повлиять на их отношения;
– предложение верного решения: требуется помочь детям найти варианты разрешения конфликта, предложить альтернативы и поощрить их совместные усилия в поиске компромисса;
– прогноз будущих отношений: после разрешения конфликта, способствуя восстановлению позитивных отношений, надо подчеркнуть важность того, чтобы они вновь могли играть или работать вместе;
– участие родителей: в случае серьезного конфликта, я обращаюсь к родителям детей, чтобы обсудить ситуацию и поделиться информацией о том, как они могут поддержать разрешение конфликта в домашних условиях.
Таким образом, применяя принципы управления конфликтами, педагог может успешно справляться с конфликтными ситуациями младших школьников, управлять ученическим коллективом, целенаправленно развивая навыки сотрудничества, способствуя формированию позитивного сообщества в классе.
1. Аверин В. Г. Психология детей младшего школьного возраста. СПб:Изд-во Михайлова В. А., 2000.– 63 с.
2. Авдошина Н.И., Поддуба С.Г., Управление процессом социализации обучающихся в условиях образовательной организации /Перспективы развития отечественного образования: приоритеты и решения: Сборник статей Восьмых Всероссийских Шамовских педагогических чтений научной школы Управления образовательными системами (22 января 2016 г.)/ Отв. ред. С.Г. Воровщиков, О.А. Шклярова. – М.: МПГУ, 2016. – С.578-581
3. Белинская А. Б. Конфликтология в социальной работе. Москва: Юрайт-М, 2021. 190 с.
4. Бодалев М. К. Личность и общение. М: Международная педагогическая академия, 1995. 328 с.
5. Вирабова А.Р., Шклярова О.А. Культура управления как ресурс личностного и профессионального развития всех участников образовательного процесса //Шамовские педагогические чтения научной школы управления образовательными системами: Сб. статей XIII Международной научно-практической конференции. В 2-х частях. Ч.1. – М.: МАНПО, 5 за знания, 2021.–С. 571-575
6. Драгунова Т. В. Проблема конфликта в подростковом возрасте. СПб: Питер, 2001. 348 с.
7. Каменская В. Г. Психология конфликта. Психологическая защита и мотивация в структуре конфликта. М.: Юрайт, 2021. 150 с.
8. Конфликтология: Работа классного руководителя с родителями и обучающимися/Е.Л. Болотова, Л.И. Маленкова, Д.А. Парнов, Е.В. Савенкова – М.: ООО «Национальный книжный центр», 2013. – 112 с.