УДК. 371
Основы проектирования учебного занятия с использованием цифровых технологий
Логинова Виктория Витальевна, учитель начальных классов,некоммерческое образовательное частное учреждение средняя общеобразовательная школа «Центр образования «САМСОН», г. Москва, vika.99-99@mail.ru
Аннотация. В статье обсуждаются преимущества использования цифровых технологий для разработки учебных занятий. Исследование оценивает потенциал специального электронного ресурса для систематизации и автоматизации процесса разработки учебных занятий. Полученные результаты подтверждают значимость информационных технологий в создании уроков, что способствует совершенствованию подготовки и повышению профессионализма учителей.
Ключевые слова: цифровые технологии; электронный ресурс; проектирование учебного занятия; технологическая карта урока; методические приемы; дидактические материалы.
Современная образовательная практика требует создания интересных и доступных для обучающихся дидактических материалов. Цифровые образовательные ресурсы действительно помогают поддерживать высокий уровень интереса современных школьников к учению, делают процесс обучения более интенсивным, красочным, соответствующим современным требованиям. Технологизация образования прочно вошла в повседневную практику и в настоящее время уроки без электронных образовательных средств практически не проводятся [5].
Цифровые технологии в обучении способствуют повышению эффективности учебного процесса и изменяют подходы при подготовке учителя к уроку. Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) играют ключевую роль в этом изменении, полностью преобразуя организацию учебного процесса и методическое сопровождение учителя. Их использование открывает новые возможности для привлечения и мотивации учащихся, а также улучшения доступности и качества образования[2, 6].
Комплексное использование различных методов обучения способствует формированию универсальных учебных действий (УУД) и, в особенности, развитию познавательных способностей учащихся. Познавательные УУД предполагают навыки в области познания и понимания информации представляют собой систему приемов, позволяющих систематизировать и использовать полученные знания об окружающем мире.
Современные методы обучения с использованием электронных средств базируются на применении передовых технологий, таких как компьютерные программы, электронные учебники, специализированные пособия, разнообразные материалы для оценки знаний учащихся, интерактивные задания, тесты и программы для создания презентаций [3, 5].
Проектирование учебного занятия начинается с составления технологической карты урока (ТКУ). И, если для создания различных интерактивных заданий, тестов и викторин достаточно много платформ, то средств автоматизации процесса создания ТКУ, облегчающих работу учителя и экономящих его время, недостаточно, а их использование не внедряется в образовательный процесс на постоянной основе. Для того чтобы использование цифровых технологий давало максимальную эффективность при проектировании учебного занятия, нужно понимать, что в любой платформе могут присутствовать ошибки и несоответствия конкретным требованиям ФГОС, СанПиН. Поэтому при автоматизации процесса создания ТКУ необходимо ответственно подойти к выбору платформы для работы.
В настоящее время можно наблюдать развитие множества интересных проектов в информационно-образовательной среде. Инновационные проекты, такие как Московская электронная школа (МЭШ), и созданные ими ресурсы действительно способствуют улучшению качества образования, позволяя учителям разрабатывать собственные учебные материалы и делиться опытом. Технология «Электронный конструктор методических пазлов», разработанная сотрудниками кафедры методики дошкольного и начального образования МГПИ, также заслуживает внимания как средство оптимизации профессиональной деятельности учителей начальной школы [7].
«Электронный конструктор методических пазлов» – это программный продукт, который позволяет планировать урок в соответствии с Федеральными государственными образовательными стандартами нового поколения, используя методические пазлы в качестве элементов методического сопровождения урока. Этот конструктор представляет собой организованный набор методических материалов и программное обеспечение, разработанное для технологической поддержки процесса планирования урока с использованием соответствующих методик (см. http://tkumgpi.ru/).
Согласно структуре, соответствующей ФГОС, проектирование учебного занятия с использованием вышеописанной платформы может проходить следующим образом:
– заполнение полей на странице конструктора «Составить технологическую карту». Необходимо заполнить поля: УМК, класс, тему урока, цель урока. Предмет и тип урока можно выбрать из выпадающего списка. После заполнения нужно нажать кнопку «Далее» – откроется окно с этапами урока;
– заполнить поля этапов урока. Заполняя поле «Организационный момент» на странице этапов урока необходимо описать план проведения занятия и определить ожидаемые результаты для учащихся, как личностные, так и метапредметные. Информацию можно ввести вручную или скопировать из текстового файла;
– далее необходимо заполнить строку этапа урока «Актуализация знаний».
На экране появится возможность выбора формы организации работы (учебно-познавательной деятельности) обучающихся на данном этапе урока: фронтальная, индивидуальная или групповая. Нужно выбрать подходящий вариант для урока в соответствии с поставленными целями и задачами. В поле «Доступные дидактические материалы» в строку «Поиск» необходимо внести название нужного дидактического материала. Выбрать необходимый для урока материал и нажать кнопку «Добавить». Если на данном этапе урока использовать еще какой-то методический прием из предложенных в базе, то повторяем весь алгоритм: выбираем форму организации учащихся, выбираем методический прием, добавляем в технологическую карту, дописываем необходимую информацию в «Описание хода урока» и «Планируемые результаты» (предметные);
– для заполнения этапов «Изучение нового материала» и «Первичное закрепление нового» необходимо провести ту же работу, что и при заполнении этапа «Актуализация знаний»;
– этап урока «Домашнее задание» заполняется вручную. Также можно произвести копирование из файла, созданного в текстовом редакторе Word;
– этап урока «Рефлексия» также заполняется по алгоритму заполнения этапа «Актуализация знаний».
После того, как все поля заполнены, необходимо нажать кнопку «Далее». Для сохранения данной технологической карты – кнопку «Сохранить». Для просмотра технологической карты – «Просмотр». Этот портал предлагает 4671 методических приёмов и более 950 дидактических материалов. Кроме того, здесь можно найти официальные документы, свежие образовательные новости и использовать готовые учебные и методические материалы вроде учебных пособий, презентаций и научных статей. Разработчики данной технологии адресуют свои усилия на поддержку планирования и разработки каждого урока, особенно молодым учителям, через автоматизацию процесса заполнения содержания технологической карты урока.
Для более эффективной подготовки учителя к уроку, можно просматривать учебные материалы, изучать описания методических приёмов, читать отрывки уроков, демонстрирующих их применение, оценивать возможности каждого методического приёма для достижения учебных целей и подбирать наиболее подходящие методические приёмы в зависимости от изучаемой темы.
Каждый методический прием внедряется в структуру технологической карты и помогает развитию разнообразных умений и навыков обучающихся, включая личностные, познавательные, регулятивные и коммуникативные универсальные учебные действия[4].
База дидактических материалов представляет собой дополнительный набор ресурсов, включающий текстовые, аудио, видео и презентационные материалы. Эти ресурсы предназначены для использования учителями при подготовке и проведении уроков. Один из основных плюсов этой базы заключается в том, что учителя могут выбирать подходящие материалы, наиболее соответствующие целям и задачам конкретного урока. База дидактических материалов обновляется и пополняется, что обеспечивает постоянный доступ к свежим и актуальным ресурсам для образовательного процесса (Рис. 1).
Рис. 1 - База дидактических материалов на сайте tkumgpi.ru
Несмотря на то, что данная база содержит в себе большое количество готового материала, учитель должен понимать, что ресурс не предназначен для механического составления ТКУ из методических частей. Учителю необходимо разрабатывать собственный контент, соответствующий специфике проектируемого занятия. Для этого на платформе существует техническая возможность дополнять Технологическую карту с помощью загрузки необходимых материалов к уроку.
Функциональность электронного ресурса дает возможность создавать технологическую карту урока и распечатывать ее, а также использовать дидактические материалы в режиме онлайн в процессе проведения урока. Зарегистрированные пользователи могут сохранять свои собственные разработки в личном кабинете, где они могут изучать, дополнять, изменять и делиться ими с другими участниками, размещая их на главной странице для общего доступа. Присутствие системы комментариев обеспечивает обратную связь с коллегами, что способствует обмену опытом и взаимному сотрудничеству [8, 9].
Исследование показывает, что использование современных цифровых технологий в реальном времени является ценным инструментом для совершенствования методических навыков в образовании и синхронизации современных образовательных тенденций с актуальным содержанием. Применение информационных технологий для разработки технологических карт уроков способствует развитию универсальных компетенций педагогов в области создания эффективных методических материалов, что содействует улучшению эффективности обучения и повышению качества образовательного процесса.
1. Бойченко, О. В. Информационно-коммуникационные и цифровые технологии в образовании / О. В. Бойченко, О. Ю. Смирнова // Проблемы современного педагогического образования. 2019. №64-2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/informatsionno-kommunikatsionnye-i-tsifrovye-tehnologii-v-obrazovanii.
2. Грушина, Т. П. Использование электронных ресурсов и образовательных платформ в педагогической деятельности учителя / Т. П. Грушина // Вестник МГПУ. Серия: Естественные науки. – 2018. – № 3(31). – С. 85-92.
3. Грушина, Т. П. Конструирование урока с использованием цифровых образовательных ресурсов // Вестник МГПУ. Серия: Естественные науки. 2018. №4 (32). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/konstruirovanie-uroka-s-ispolzovaniem-tsifrovyh-obrazovatelnyh-resursov
4. Кузнецова, Н. В., Чиранова О. И. Информационные технологии как средство проектирования урока в начальной школе //Гуманитарные науки и образование. – 2020. – Т. 11. – №. 1. – С. 52.
5. Менеджмент образования в условиях информатизации: монография / под ред. проф. О.П. Осиповой. – Москва: МПГУ, 2021. – 440 с.
6. Поддуба С.Г., Осипова О.П. Цифровая образовательная среда в практике деятельности общеобразовательных организаций //Антропологическая дидактика и воспитание. – 2022. - №3. – С.144-162
7. Смирнова М. С., Лихачева Т. С. Использование платформы МЭШ в процессе изучения предмета «окружающий мир» //Вестник МГПУ. Серия: Педагогика и психология. 2020. №4 (54). Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/ispolzovanie-platformy-mesh-v-protsesse-izucheniya-predmeta-okruzhayuschiy-mir
8. Филатова, З. М. Разработка учебного занятия с использованием инструментов и средств цифрового обучения /З.М. Филатова, Э.Х. Галямова, Ю.Н. Бурханова // Проблемы современного педагогического образования. 2022. №76-2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/razrabotka-uchebnogo-zanyatiya-s-ispolzovaniem-instrumentov-i-sredstv-tsifrovogo-obucheniya
9. Чипышева, Л. Н. Проектирование современного урока // Тенденции развития науки и образования. – 2021. – № 69-5. – С. 61-65.