Директор Центра образования "САМСОН"

доктор медицинских наук, профессор

Вирабова Анна Рафаиловна

«Основное назначение, миссия моего центра образования „Самсон“ заключается в повышении качества образования через создание условий для приобретения учащимися широкого общего и дополнительного образования, самоопределения, самореализации, сохранения и укрепления здоровья молодого поколения России»
Награды и звания
Подробная информация
Директор о себе
Печатные работы
Обладатель звания «Почетный работник общего образования Российской Федерации»
Обладатель
звания
«Заслуженный педагог»
Обладатель звания
«Директор года»
(1997-2000 гг.)
Обладатель звания «Заслуженный предприниматель»
Победитель конкурса «Женщина – директор года» 2003 г.
Лауреат конкурса
«СНГ: директор года
- 2003»

Лауреат почетной медали
Национальной премии общественного признания достижений женщин России «Олимпия» - 2004
Победитель Московского
и Российского
 конкурсов «Менеджер года – 2010»
в номинации «Сфера образования»
Вирабова Анна Рафаиловна – директор высшей квалификационной категории, на высоком профессиональном уровне владеет научными основами управления современной школой, активно занимается инновациями в образовании, разрабатывает и внедряет новейшие педагогические технологии, участвует в экспериментальной и научно-исследовательской деятельности. С 2007г. на базе школы «Самсон» работают две экспериментальные площадки: «Система ресурсного обеспечения развития здоровьесберегающей среды», научн. рук. – проф., д.п.н., член-корр. РАО, зав. каф. управления образовательными системами ФПК и ППРО МПГУ Шамова Т.И.; «Гигиеническая оценка педагогических технологий», научн. рук. – проф., д.м.н. Кучма В.Р. Школа «Самсон» является школой-лабораторией НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков НЦЗД РАМН. С 1997г. в течение ряда лет школа «Самсон» признана «Школой года», с 2003г. победитель конкурса некоммерческих образовательных учреждений.

Вирабова А.Р. впервые в России начала разработку формирования здоровьесберегающей образовательной среды в школе, ввела в практику образования систему мониторинга и методику проведения диагностики здоровья детей в учебном процессе. Обосновала и ввела понятие здоровьесберегающее образование, исследовала и раскрыла совокупность ресурсов, обеспечивающих высокий уровень здоровья школьников. Она является автором научно-практической разработки «Комплексный здоровьесберегающий метод личностно-ориентированного образования «Единый спортивный час», свид. № 8081, в котором обоснованы и внедрены инновационные педагогические технологии, реализующие рекомендации ВОЗ по двигательной активности - 5 часов физкультуры в неделю, дающие выраженный здоровьеукрепляющий эффект.

Ею опубликована монография «Личностно-ориентированное обучение детей и подростков: гигиенические проблемы и пути решения». Впервые разработано содержание, технологии подготовки медицинских специалистов-медиков для работы в школе «Наша новая школа». Вирабовой А.Р. создан ряд авторских учебно-методических пособий: «Комплексный план», свид. № 4618; «Дневник ученика», свид. № 4587; «Карта психологического обследования учащегося», свид. № 4716; «Ученический билет», свид. № 4978. Опубликовано 69 научных работ в ведущих научных журналах: «Управление образованием», «Народное образование», «Педагогическое образование и наука» и др.

За время работы школы под руководством Вирабовой А.Р. 40% выпускников окончили школу с медалями. Учащиеся школы ежегодно занимают призовые места на окружных и городских олимпиадах, конкурсах, марафонах, соревнованиях. В течение всех лет успеваемость составляет 100%, а качество - 80-85%.

Вирабова А.Р. умело управляет системой внутришкольной научно-методической работы, что обеспечивает режим инновационного развития кадрового ресурса образовательного учреждения. И как результат - постоянное повышение профессиональной компетентности учителей. 63% педагогов имеют высшую и первую квалификационную категорию, в школе работают доктора и кандидаты наук, Заслуженные учителя Российской Федерации, Отличники народного просвещения и Почетные работники общего образования РФ. Опыт работы директора школы Вирабовой А.Р. транслируется на окружных и городских семинарах, проводимых на базе школы. В 2004 г. круглый стол для работников Департамента образования г.Москвы и руководителей окружных управлений образования по теме «Здоровьесберегающие технологии в организации учебно-воспитательного процесса школы», в 2005 г. городской семинар для слушателей ФПКиППРО МПГУ по теме «Управление образовательным процессов в НОУ ЧГЭШ «Самсон». В 2007 г. – заседание Координационного совета президиумов РАМН и РАО по теме «Здоровье и образование детей, подростков и молодёжи». В 2009 г. – окружной семинар для руководителей образовательных учреждений «Презентация общеобразовательной модели «Центра образования «Школы здоровья «Самсон». В 2010 г. - городской семинар «Ресурсный подход в обеспечении здоровьесберегающей деятельности образовательных учреждений» для врачей и медицинских сестер дошкольных учреждений и школ г. Москвы и МО. В 2011 г. - городской семинар «Организация здоровьесберегающей среды в Центре образования «Школе здоровья «Самсон» для врачей-педиатров и медицинских сестер детских образовательных учреждений Москвы и Московской области и т.д. Виработа А.Р. активно участвует в работе международных научно-педагогических форумов России и СНГ по темам: «Управление развитием здоровьесберегающей среды в школе на ресурсной основе», «Субъектно-развивающие компетенции педагогов современной школы» и др. Вирабова А.Р. ведет большую общественную работу, является членом Экспертно-консультативного совета при Комитете Совета Федерации по экономической политике, предпринимательству и собственности, почетным участником и сподвижником Российской Академии бизнеса и предпринимательства. В рамках проведения III и IV Ассамблей российских деловых кругов А.Р.Вирабова принимала участие в организации и соведущей «круглых столов» в Государственной Думе, Совете Федерации ФС РФ и Министерстве по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства. По результатам работы «круглых столов» были разработаны рекомендации и предложения по совершенствованию российского законодательства и формированию благоприятного делового климата в нашей стране. Одним из основных направлений работы Вирабовой А.Р. является гражданско-патриотическое воспитание молодого поколения России. Под руководством директора школа ведет шефство над 1-м Грозненским приютом и тремя школами Грозненско-сельского района Чеченской республики, Кадетским корпусом № 3, Прудищенской сельской школой Веневского района Тульской области, Церковно-приходской школой г. Коломны, Яснополянским детским домом в Тульской области, Детским садом для слабослышаших детей Южн.адм.округа г.Москвы.

Вирабовой А.Р. присвоено звание - «Заслуженный педагог», 1998 г., «Директор года», 1998 г., «Женщина - директор года», 2003 г. Лауреат конкурса «СНГ: Директор года - 2003», Лауреат почетной медали Национальной премии общественного признания достижений женщин России «Олимпия», 2004 г., имеет Знак ордена Святого Александра Невского «За труды и отечество» 1 степени, 2005 г., Знак "Почетный работник общего образования", 2006 г., награждена медалью МВД РФ «200 лет МВД России», 2002 г., награждена памятным знаком Министерства Юстиции РФ «120 лет уголовно-исполнительной системе России», 2002 г., Почетным знаком ГК РФ по физической культуре, спорту и туризму,2000 г., Лауреат "Международной награды имени Сократа" за личный вклад в интеллектуальное развитие современного общества, 2006 г., Победитель Московского и Российского конкурсов "Менеджер года - 2010" в номинации "Сфера образования", 2011 г., имеет медаль ордена «За заслуги перед Отечеством» II степени за достижения в сфере образования, 2012 г.

Я, Вирабова Анна Рафаиловна, являюсь учредителем и директором Некоммерческого образовательного частного учреждения средней общеобразовательной школы «Центр образования «Самсон».

Школа «Самсон» основана в 1992 году. За годы работы она стала известна всей России как одно из лучших образовательных учреждений, обеспечивающее высокий уровень знаний, культуры, широкий интеллект, способность аналитического мышления, сохранение и укрепление нравственного и физического здоровья личности. Опыт работы оценен не только в России, но и за рубежом. подтверждением все награды школы, включая международные: Золотая «Звезда качества», полученная в Париже в 2006 г., и Платиновая «Звезда качества», полученная в Женеве в 2008 г. Эти сертификаты свидетельствуют о лидерстве Корпорации «Самсон» в инновациях и технологиях. По всем критериям качества (а их 100) наша школа соответствует международному уровню. В 2011 году я стала победителем Московского и Российского конкурсов «Менеджер года — 2010» в номиниции «Сфера образования».
Организация образовательного процесса, включающего в себя учебный процесс, воспитательный процесс и процесс сохранения здоровьесберегающего потенциала ребенка – моя главная задача. Я строю образовательную среду в школе «Самсон» с использованием сведений о каждой личности – участнике образовательного процесса, о его способностях, знаниях, личностных особенностях и психологических возможностях. Я предъявляю высокие требования ко всем участникам образовательного процесса и придаю большое значение деловой активности учеников, их внешнему виду, культуре поведения. Моя задача – формирование высокомотивационной среды образования и стремление к престижности обучения.

В соответствии с Программой развития образовательного учреждения в 2006 году школа получила статус «Школа здоровья», а в 2008 году была аккредитована как «Центр образования». Поэтому наше образовательное учреждение «Самсон» реализует модель «Центр образования «Школа здоровья» и работает в режиме полного дня.

Очень важной считаю работу с педагогическим коллективом, много внимания уделяю развитию инновационного поля в образовательном учреждении. Методические и практические результаты экспериментальной работы были предложены для внедрения образовательным учреждениям Департамента образования г.Москвы как опыт стратегического управления созданием и развитием здоровьесберегающей среды на ресурсной основе, как опыт оценки и пример управленческих действий поразвития ресурсного потенциала образовательного учреждения.

В школе мною организована работа девяти предметных кафедр, благодаря которым каждый педагог становится активным участником развития образовательного пространства школы. Учитель не просто должен дать материал, не думая о достижении рефлексии, т.е. осознанного восприятия материала, а ежедневно кропотливо работать с компонентом непонимания, установить прямое взаимодействие ученик-учитель.

Я добиваюсь того, чтобы учитель, оценивая результат получения знаний учеником, акцентировал внимание на осознанном восприятии и понимании полученной информации и в случаях непонимания подробно исследовал, на каком этапе восприятия материала произошло непонимание, организовал работу с учащимся, исходя из этого.
Основное назначение, миссия моей школы заключается в повышении качества образования через создание условий для приобретения учащимися широкого общего и дополнительного образования, самоопределения, самореализации, сохранения и укрепления здоровья молодого поколения России.

Концепция школы «Самсон» носит гуманистический характер: ребенок - главная ценность в педагогическом процессе, он активный субъект обучения и воспитания. Обучение осуществляется в личностно-ориентированной парадигме.
Результатом персонализации образовательного процесса в школе «Самсон» является 100% успеваемость и высокий уровень качества обученности (85-87%). Наши ученики ежегодно становятся победителями многих олимпиад, проводимых органами образования. В каждом выпуске учащихся школы до 45% составляют медалисты. Результаты ГИА и ЕГЭ также свидетельствуют о высоком уровне организации образовательного процесса в школе. Все выпускники школы поступили в ведущие российские и зарубежные вузы (МГИМО, МГУ им.Ломоносова, Высшая школа экономики, ГУУ им.Орджоникидзе, Финансовая академия, Юридическая академия, Нью-Йоркский университет, Лондонский экономический колледж и т.д.)

Достигнуть поставленных целей было нелегко, но умение организовать самого себя, умение направить все силы на постижение нового и прогрессивного, учитывая уже имеющийся позитивный опыт организации технологии образования, позволило построить ту школу, о которой я мечтала.

Одним из своих достижений считаю умение организовать представительские функции организации, т.е. представить обществу фактическую целенаправленную, дифференцированную работу с имеющимися серьезными результатами, доказывающими целесообразность и востребованность высокомотивированных, хорошо оснащенных, авторских частных школ, способных занять достойное место в сфере образования.

Ум – самое главное качество человека и тем более руководителя и менеджера. Умение мыслить, предвидеть ход развития событий, найти решение в самой сложной, иногда, казалось бы, неразрешимой ситуации очень важно. Умный человек найдет контакт с людьми, разрешит любую критическую ситуацию, посмотрит на себя со стороны и предпримет все для своего совершенствования, всегда профессионал в своем деле, ответственно, осознанно и целеустремленно выполняющий поставленные задачи.

Немаловажным фактором достижения успеха считаю умение говорить и держать внимание аудитории.
Нельзя останавливаться на достигнутом. В мои ближайшие планы входит открытие частной школы во Франции и внедрение за рубежом передовых технологий российского образования. В целях преемственности этапов образования планирую открыть четвертую ступень образования - высшее учебное заведение с целенаправленным изучением экономики и права, последующей профилизацией международного страхования.

Много интеллектуальных и физических усилий придется приложить для воплощения этого замысла в реальность. Но ведь всегда благородные люди отдавали воспитанию будущего поколения России не только ум и силы, но и душу. Ведь существует один единственный способ превратить нашу пережившую массу потрясений страну в разумное и могучее государство современности, вырастить поколение граждан, способных решать любые задачи XXI века.
Я особенно остро чувствую слова А.П.Чехова: «Только образование может поднять государство».


д.м.н., профессор А.Р.Вирабова

Список печатных работ Вирабовой Анны Рафаиловны


105. Вирабова А.Р., Жучкова С.Н. Медико-психолого-педагогическое сопровождение обучающихся дошкольно-школьной образовательной организации в условиях распространения новой коронавирусной инфекции. Сборник материалов конгресса «Лучшие практики школ», 2021/ в печати/


104. V.R. Kuchma, Anna Yu. Makarova, Nataliya L. Yamschikova, Anna R. Virabova. Problems of pre-professional training of students in the Sechenov Pre-University Resource Center (Кучма В.Р., Макарова А.Ю., Ямщикова Н.Л., Вирабова А.Р. «Проблемы предпрофессиональной подготовки обучающихся в Ресурсном центре Сеченовский предуниверсарий»), 2021 /в печати/


103. Anna Yu. Makarova, Nataliya L. Yamschikova, Elena V. Naryshkina, Anna R. Virabova. Trajectories of the functional state of the cardiovascular system of 7-year-old children in the process of physical education (Макарова А.Ю., Ямщикова Н.Л., Нарышкина Е.В., Вирабова А.Р. Траектории функционального состояния сердечно-сосудистой системы у 7-летних детей в процессе физического воспитания), 2021 /в печати/


102. Вирабова А.Р. Из практики здоровьесберегающего образования. Сборник практических рекомендаций для родителей детей дошкольного и школьного возраста - М., Авторское издание, 2021 - 15 буклетов.

101. Вирабова А.Р., Зимненко В.А., Поддуба С.Г., Шиманский Е.Л. Система контроля и оценки качества в информационно-образовательной среде школы. Практико-ориентированная монография «Здоровьесберегающее личностно-ориентированное образование в современных условиях: традиции, опыт, перспективы развития» /Под ред. проф., д.м.н.. А.Р. Вирабовой, проф. к.п.н., доцента О.А. Шкляровой. – Москва: 2021 - С.52-61

100. Вирабова А.Р., Шклярова О.А. Управление профессионально-личностным развитием персонала в современной общеобразовательной организации. Практико-ориентированная монография «Здоровьесберегающее личностно-ориентированное образование в современных условиях: традиции, опыт, перспективы развития» /Под ред. проф., д.м.н.. А.Р. Вирабовой, проф. к.п.н., доцента О.А. Шкляровой. – Москва: 2021 - С.25-34

99. Вирабова А.Р., Ремизов С.О. Цифровизация и дистанционный формат обучения: практический опыт реализации здоровьесберегающего личностно-ориентированного образования в новых условиях. Практико-ориентированная монография «Здоровьесберегающее личностно-ориентированное образование в современных условиях: традиции, опыт, перспективы развития» /Под ред. проф., д.м.н.. А.Р. Вирабовой, проф. к.п.н., доцента О.А. Шкляровой. – Москва: 2021 – С.8-16

98.Здоровьесберегающее личностно-ориентированное образование в современных условиях: традиции, опыт, перспективы развития : Практико-ориентированная монография / Под ред. проф., д.м.н. А.Р. Вирабовой, проф., к.п.н., доцента О.А. Шкляровой. – Москва: Пробел-2000, 2021. – 248 с. : ил.

97. Вирабова А.Р., Шклярова О.А. Культура управления как ресурс личностного и профессионального развития всех участников образовательного процесса. XIII Международ. науч.-практич. конф. «Шамовские педагогические чтения научной школы Управления образовательными системами», 23 января - 1 февраля 2021 г.: сб. статей. В 2 ч. Ч. 1. - М.: МАНПО, 5 за знания, 2021 - С.571-575

96. Anna Yu. Makarova, Anna R. Virabova, Nataliya L. Yamschikova, Elena V. Naryshkina, Rosa G. Gukasyan. Life quality in students of medical university. (Макарова А.Ю., Кучма В.Р., Нарышкина Е.В., Ямщикова Н.Л., Вирабова А.Р., Гукасян Р.Г. Качество жизни студентов медицинского вуза). International Journal of Preventive Medicine, 2021 загрузить статью...

95. V.R. Kuchma, Anna Yu. Makarova, Nataliya L. Yamschikova, Elena V. Naryshkina, Anna R. Virabova, Artem A. Fedorinin. Medical students' awareness of Covid-19 in distance learning (Кучма В.Р., Макарова А.Ю., Ямщикова Н.Л., Нарышкина Е.В., Вирабова А.Р., Федоринин А.А. Информированность студентов медицинского вуза о Covid-19 в условиях дистанционного обучения). International Journal of Preventive Medicine, 2021 загрузить статью...


94.Вирабова А.Р., Прибыткова О.В., Иванова Л.Н. Управленческая компетентность куратора как фактор успешности патриотического воспитания обучающихся в школе «Самсон». Горизонты и риски развития образования в условиях системных изменений и цифротизации: сборник научных трудов Международной научно-практической конференции «Шамовские педагогические чтения научной школы Управления образовательными системами», 25 января 2020 г. В 2 ч. Ч.1. - М.:МАНПО, 5 за знания, 2020 - С.644-648


93.Вирабова А.Р., Шклярова О.А., Поддуба С.Г. Профессионально-личностное здоровье педагогических работников как фактор успешности образовательной организации. Педагогическое образование и наука (научно-методический журнал). – М.: МАНПО, 2020. - №1. – С.23-28


92.Вирабова А.Р. Из практики здоровьесберегающего образования. Библиотечка заботливых родителей. Сборник практических рекомендаций - М., НРИС, 2018 - 13 буклетов.


91.Вирабова А.Р. Здоровьесберегающие ресурсы современного комплекса детский сад - школа в личностно-ориентированной педагогике. Сборник статей «Учение Т.И.Шамовой в практической деятельности дошкольных и школьных образовательных организаций» / под ред. член-корр.РАН, проф., д.м.н. Кучмы В.Р., проф., д.м.н. Вирабовой А.Р. - М.: ООО Буки-Веди, 2018 - С.33-50


90.Вирабова А.Р. Здоровьесберегающие ресурсы современного комплекса детский сад - школа в личностно-ориентированной педагогике. Научная школа Т.И.Шамовой: методолого-теоретические и технологические ресурсы развития образовательных систем: Сборник статей Х Международной научно-практической конференции «Шамовские педагогические чтения научной школы Управления образовательными системами (25 января 2018 г.) / Отв. ред. С.Г.Воровщиков, О.А.Шклярова. В 2 ч. Ч.2 - М.: 5 за знания; МПГУ, 2018 - С.391-395


89.Вирабова А.Р., Харламова Л.А. Воспитание отношения детей к здоровому образу жизни через подвижную деятельность во время русской народной игры. Вариативность технологий здоровьесбережения в дошкольном и школьном образовании / под ред. член-корр.РАН, проф., д.м.н. Кучмы В.Р., проф., д.м.н. Вирабовой А.Р. - М.: Пробел-2000, 2017 - С.230-234


88.Вирабова А.Р., Иванова Л.Н. Формирование мотивации у детей, подростков и молодежи к здоровому образу жизни. Вариативность технологий здоровьесбережения в дошкольном и школьном образовании / под ред. член-корр.РАН, проф., д.м.н. Кучмы В.Р., проф., д.м.н. Вирабовой А.Р. - М.: Пробел-2000, 2017 - С.82-85


87.Вирабова А.Р., Авдошина Н.И. Формирование культуры здоровья учащихся в системе воспитательной работы школы здоровья «Самсон». Вариативность технологий здоровьесбережения в дошкольном и школьном образовании / под ред. член-корр.РАН, проф., д.м.н. Кучмы В.Р., проф., д.м.н. Вирабовой А.Р. - М.: Пробел-2000, 2017 - С.66-74


86.Вирабова А.Р., Беседина Н.Г. Здоровье и образование детей - движение в двух направлениях. Вариативность технологий здоровьесбережения в дошкольном и школьном образовании / под ред. член-корр.РАН, проф., д.м.н. Кучмы В.Р., проф., д.м.н. Вирабовой А.Р. - М.: Пробел-2000, 2017 - С.25-33


85.Вирабова А.Р. Рефлексивное управление системой ресурсов здоровьесберегающей школы. Вариативность технологий здоровье-сбережения в дошкольном и школьном образовании / под ред. член-корр.РАН, проф., д.м.н. Кучмы В.Р., проф., д.м.н. Вирабовой А.Р. - М.: Пробел-2000, 2017 - С.12-21


84.Вирабова А.Р., Поддуба С.Г., Авдошина Н.И. Управление процессом социализации обучающихся в условиях образовательной организации. Сборник статей Восьмых Всероссийских Шамовских педагогических чтений научной школы Управления образовательными системами «Перспективы развития отечественного образования: приоритеты и решения» - М.: МПГУ, 2016 - С.201-205.


83.Вирабова А.Р., Харламова Л.А. Экологическое воспитание и решение проблем безопасности жизнедеятельности детей и молодежи в неблагоприятных условиях окружающей среды. Здоровьесбережение и экологическое воспитание как главное направление реализации национальной стратегии действий в интересах детей России на 2012-2017 г.г. / 2-е изд. - М.: Пробел-2000, 2015 - С.26-31.


82.Вирабова А.Р., Картавенко Л.В. Здоровьесберегающие технологии в школе здоровья «Самсон». Здоровьесбережение и экологическое воспитание как главное направление реализации национальной стратегии действий в интересах детей России на 2012-2017 г.г. / 2-е изд. - М.: Пробел-2000, 2015 - С.13-20.


81.Вирабова А.Р. Реализация Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 гг. в условиях образовательных учреждений. Здоровьесбережение и экологическое воспитание как главное направление реализации национальной стратегии действий в интересах детей России на 2012-2017 г.г. / 2-е изд. - М.: Пробел-2000, 2015 - С.10-12.


80.Вирабова А.Р., Дадонова И.А. Функции мониторинга в условиях инновационной работу НОЧУ СОШ «Центр образования «Самсон». Сборник статей Седьмых Всероссийских Шамовских педагогических чтений научной школы Управления образовательными системами «Отечественное образование: современное состояние и перспективы развития». М.МПГУ, 2015. - С.417-421


79.Вирабова А.Р., Авдошина Н.И. Актуальные направления организации воспитательного процесса в «Центре образования «Самсон». Сборник статей Седьмых Всероссийских Шамовских педагогических чтений научной школы Управления образовательными системами «Отечественное образование: современное состояние и перспективы развития». М.МПГУ, 2015. - С.287-290


78.Вирабова А.Р. Реализация Национальной стратегии действий в интересах детей России на 2012-2017 г.г. в условиях образовательных учреждений. Материалы IV Всероссийского Конгресса по школьной и университетской медицине с международным участием «Охрана здоровья и безопасность жизнедеятельности детей и подростков. Актуальные проблемы, тактика и стратегия действий». Санкт-Петербург: ООО «Эри», 2014. - С.58-60


77.Вирабова А.Р. Национальная стратегия действий в интересах детей России как главный критерий нормативно-правового обеспечения здоровьесберегающей среды в дошкольно-школьных образовательных организациях. Сборник статей Шестых Всероссийских Шамовских педагогических чтений научной школы Управления образовательными системами «Современная российская школа: социально-ориентированная модель управления». Москва, 2014. - С.161-164


76.Вирабова А.Р., Харламова Л.А. Экологическое воспитание и решение проблем безопасности жизнедеятельности детей и молодежи в неблагоприятных условиях окружающей среды. Здоровьесбережение и экологическое воспитание как главное направление реализации национальной стратегии действий в интересах детей России на 2012-2017 г.г. - М.: Пробел-2000, 2013 - С.26-31.


75.Вирабова А.Р., Картавенко Л.В. Здоровьесберегающие технологии в школе здоровья «Самсон». Здоровьесбережение и экологическое воспитание как главное направление реализации национальной стратегии действий в интересах детей России на 2012-2017 г.г. - М.: Пробел-2000, 2013 - С.13-20.


74.Вирабова А.Р. Реализация Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 гг. в условиях образовательных учреждений. Здоровьесбережение и экологическое воспитание как главное направление реализации национальной стратегии действий в интересах детей России на 2012-2017 г.г. - М.: Пробел-2000, 2013 - С.10-12.


73.Вирабова А.Р. Реализация Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 гг. в условиях образовательных учреждений. «Дети, молодежь и окружающая среда: здоровье, образование, экология: материалы второй международной научно-практической конференции, Барнаул / под ред. В.Р. Кучмы, И.Р. Лазаренко. – Барнаул: АлтГПА, 2013. – С.71.


72.Вирабова А.Р. Развитие здоровьесберегающей среды в системе образования на основе интеграции ресурсного обеспечения (монография). - М.: Пробел-2000, 2012. - 292 с.:илл.


71.Вирабова А.Р., Грекова Ю.В. Медицинская помощь детям в Центре образовая «Школа здоровья «Самсон». Сборник материалов XVI Конгресса педиатров России с международным участием «Актуальные проблемы педиатрии». – Москва, 2012 – С.128.


70.Вирабова А.Р. Новые технологии профилактической и оздоровительной работы в дошкольно-школьном центре непрерывного образования. Материалы 3-го Всероссийского конгресса с международным участием по школьной и университетской медицине «Актуальные проблемы здоровья детей и подростков и пути их решения». Под редакцией чл.-корр. РАМН, профессора В.Р.Кучмы – Москва, 2012 - С.85-87.


69.Вирабова А.Р. Управление развитием здоровьесберегающей среды в образовательном учреждении: теоретические и практические подходы к решению проблемы. Сборник статей Четвертых Всероссийских Шамовских педагогических чтений научной школы Управления образованием «Модернизация системы отечественного образования: современные проблемы и эффективные управленческие решения». Москва, 2012.


68.Вирабова А.Р. Прикладная кинезиология - новые возможности для реабилитации спортсменов. Материалы II-й Всероссийской (с международным участием) научно-практической конференции «Спортивная медицина. Здоровье и физическая культура. Сочи 2011» /Под общ. ред. С.Е.Павлова/ - Сочи, 2011 - С.246-248.


67.Вирабова А.Р. Влияние физической культуры на процесс развития личности в условиях Центра образования «Школа здоровья «Самсон». Материалы VI Региональной научно-практической конференции по физической культуре и спорту «Спорт и образование». - Москва, 2011 - С. 29-33.


66.Вирабова А.Р. Поликарпова И.В. Управление процессами развития личности в условиях Центра образования «Школа здоровья «Самсон». Сборник статей Третьих Всероссийских Шамовских педагогических чтений научной школы Управления образованием «Научное наследие Т.И. Шамовой и его влияние на решение актуальных проблем современной школы». Том 2. Москва, 2011 - С.28-31


65.Вирабова А.Р. Ерилова С.М. Психолого-педагогическое сопровождение учащихся в учебно-воспитательном процессе личностно-ориентированной школы. Сборник статей Третьих Всероссийских Шамовских педагогических чтений научной школы Управления образованием «Научное наследие Т.И. Шамовой и его влияние на решение актуальных проблем современной школы». Том 2. Москва, 2011, С.16-19


64.Вирабова А.Р. Авдошина Н.И. Воспитательный процесс как составная часть системы ресурсов Центра образования «Школа здоровья «Самсон». Сборник статей Третьих Всероссийских Шамовских педагогических чтений научной школы Управления образованием «Научное наследие Т.И. Шамовой и его влияние на решение актуальных проблем современной школы». Том 2. Москва, 2011 - С.113-115


63.Вирабова А.Р. Здоровьесберегающее образование в личностно-ориентированных школах. Сборник статей Третьих Всероссийских Шамовских педагогических чтений научной школы Управления образованием «Научное наследие Т.И. Шамовой и его влияние на решение актуальных проблем современной школы». Том 2. Москва, 2011 - С.332-334


62.Virabova A. Medical-psychologo-pedagogical accompaniment in the system of personal-orienting education in the school of the capital city of Moscow. 16th Congress of the European Union for School and University Health and Medicine «EUSUHM-2011» «Education and health from childhood to adult life», Moscow, 2011. - C.289


60.Вирабова А.Р. Здоровьесбережение и личностно-ориентированное образование в столичных школах. Материалы XV Конгресса педиатров России с международным участием. Москва, 2011. - С.115-116


59.Вирабова А.Р. Концепция построения модели ресурсного обеспечения здоровьесберегающей среды в образовательном учреждении. Новой школе - здоровые дети: материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. - Воронеж: Воронежский государственный педагогический университет, 2010. - С.28-29


58.Вирабова А.Р., Кольчугина Л.Г. Система сохранения психического здоровья учеников в условиях Центра образования «Школа Здоровья «Самсон». Сборник статей по материалам Вторых педагогических чтений научной школы управления образованием «Повышение профессиональной компетентности работников образования: актуальные проблемы и перспективные решения». – М.: Издательство МПГУ, 2010 - С. 160-163


57.Вирабова А.Р. «Ресурсное обеспечение благополучия детей в условиях личностно-ориентированной здоровьесберегающей школы». Сборник статей по материалам Вторых педагогических чтений научной школы управления образованием «Повышение профессиональной компетентности работников образования: актуальные проблемы и перспективные решения». – М.: Издательство МПГУ, 2010 - С. 156-160


56.Вирабова А.Р., Кольчугина Л.Г. Проблемы психического здоровья учащихся и их решение в условиях Центра образования «Школа Здоровья «Самсон». Материалы II Конгресса Российского общества школьной и университетской медицины и здоровья с международным участием. - М.: Издатель Научный центр здоровья детей РАМН, 2010 - С.675-679


55.Вирабова А.Р. Личностно-ориентированное обучение как важная составляющая часть здоровьесбережения детей. Школа здоровья (научно-методический журнал) № 4 - 2009, М. – С.9-12


54.Вирабова А.Р. Здоровьесбережение и личностно-ориентированное образование в столичных школах. Материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием «Гигиена детей и подростков: история и современность (проблемы и пути решения)» - М.: Издатель НЦЗД РАМН, 2009 - С.80-81


53.Вирабова А.Р. «Рефлексивное управление системой ресурсов здоровье-сберегающей школы». Сборник материалов Семинара для руководителей учреждений образования ЮАО г.Москвы «Презентация образовательной модели «Центра образования «Школы Здоровья «Самсон», М.: Издатель НОУ ЧГЭШ «Самсон», 2009 – С.4-13


52.Вирабова А.Р. «Рефлексивное управление развитием здоровье-сберегающей среды в школе на ресурсной основе». Сборник Южного окружного управления образования Департамента образования г.Москвы «Опыт реализации инновационных проектов негосударственных образовательных учреждений как ресурс повышения качества образования». – М., 2009 - /в печати/


51.Вирабова А.Р. «Ресурсное обеспечение благополучия детей в условиях личностно-ориентированной здоровьесберегающей школы». Сборник научных трудов по результатам Первых Шамовских педагогических чтений «Становление и развитие управленческой науки в системе повышения квалификации руководителей образования». – М.: Издательство МПГУ, 2009 - /в печати/


50.Вирабова А.Р. «Рефлексивное управление развитием здоровье-сберегающей среды в школе на ресурсной основе». Сборник материалов Городского круглого стола руководителей образовательных учреждения и Департамента образования г.Москвы «Опыт реализации инновационных проектов негосударственных образовательных учреждений как ресурс повышения качества образования». – М., 2009 - /в печати/


49.Вирабова А.Р. Интеграция кадровых, информационных и материальных ресурсов в целях здоровьесбережения школьников. Педагогическое образование и наука (научно-методический журнал). – М.: МАНПО, 2009 /в печати/


48.Вирабова А.Р. Управление ресурсами здоровьесберегающей школы. Специальный выпуск научно-методического журнала «Управление образованием» (научно-методический журнал) – М., 2009. - №1 – С.106-109


47.Вирабова А.Р. Здоровьесберегающая школа – ведущий фактор охраны здоровья детей. Сборник материалов II Всероссийской научно-практической конференции с международным участием «Диагностика, профилактика и коррекция нарушений опорно-двигательного аппарата у детей и подростков». – М.: Издатель НЦЗД РАМН, 2008 – С.29-31


46.Вирабова А.Р. Формирование физической культуры личности учащихся школы полного дня. Материалы Всероссийской научно-практической конференции «Ценностные приоритеты здоровья и профессионально-личностного развития студентов в образовательном пространстве физической культуры», - М.:МАНПО, 2008 – С.47-52


45.Вирабова А.Р. Управление развитием здоровьесберегающей среды в школе на ресурсной основе. Педагогическое образование и наука (научно-методический журнал). – М.: МАНПО, 2008. - №1. – С.84-89


44.Вирабова А.Р. Формирование физического и психического здоровья школьников на основе системы ресурсного обеспечения здоровьесберегающей образовательной среды. Сборник материалов V Международной научно-практической конференции «Актуальные проблемы охраны физического и психического здоровья учащейся молодежи в современной техногенно-технологической среде». – Брянск, 2008. – С.27-32


43.Вирабова А.Р. Управление развитием здоровьесбережения среды в школе на ресурсной основе. I Конгресс Российского общества школьной и университетской медицины и здоровья (материалы конгресса). – М.: Издатель НЦЗД РАМН, 2008. – С.39-40


42.Вирабова А.Р. Модернизация образования – фактор развития инновационных процессов в России. Материалы I Всероссийского педагогического конгресса «Кадровые ресурсы инновационного развития образовательной системы»: в 4-х ч. – ч.2. – М.: МАНПО, 2007. – С.154-157


41.Вирабова А.Р. Управление развитием здоровьесберегающей среды в школе на ресурсной основе. «Народное образование» научно-методический журнал, № 3 -2006, М. – С.87-90


40.Вирабова А.Р. Ресурсное обеспечение здоровьесбережения детей в условиях личностно-ориентированного обучения. Материалы Всероссийской научно-практической конференции «Здоровье школьников. Профилактика социально-значимых заболеваний». - Тверь, 2006. - С.82-84


39.Вирабова А.Р. Медицинское обеспечение личностно-ориентированного обучения в современной школе. Материалы II Всероссийского форума «Здоровье нации - основа процветания России» (раздел «Здоровье нации и здравоохранение). - М. - 2006. - С. 113-115.


38.Панкова Н.Б., Хлебникова Н.Н., Вирабова А.Р. и др. Особенности реакции сердечно-сосудистой системы у первоклассников на начало школьного обучения. Российский педиатрический журнал. - 2006. - №7. - С.34-37.


37.Вирабова А.Р., Кучма В.Р., Степанова М.И. Личностно ориентированное обучение детей и подростков: гигиенические проблемы и пути решения (монография). – М.: «Пробел-2000», 2006. - 436 с.: ил.


36.Кучма В.Р., Ежова О.А., Вирабова А.Р. и др. Определение зон повышенного риска развития аллергических заболеваний при массовых обследованиях с использованием метода лазерной корреляционной спектроскопии. Материалы Всероссийской научно-практической конференции «Медицинские и эколого-гигиенические проблемы аллергических заболеваний кожи и распираторного тракта у детей и подростков». - Сочи, 2006. - С. 78-82.


35.Вирабова А.Р. Влияние личностно-ориентированной здоровьесберегающей образовательной среды на состояние здоровья школьников. Материалы V Международной научно-методической конференции «Актуальные проблемы сохранения и укрепления состояния здоровья подрастающего поколения Сибирского региона». - Иркутск, 2006. - С. 208-210.


34.Вирабова А.Р. Ресурсное обеспечение школы полного дня. Материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием «Профессиональное гигиеническое обучение. Формирование здорового образа жизни детей, подростков и молодежи». - М.: Изд-во Научного центра здоровья детей РАМН, 2006. - С. 141-142.


33.Вирабова А.Р. Теоретические и методические особенности процесса физического воспитания в школе полного дня. Материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием «Профессиональное гигиеническое обучение. Формирование здорового образа жизни детей, подростков и молодежи». - М.: Изд-во Научного центра здоровья детей РАМН, 2006. - С. 139-141.


32.Вирабова А.Р. Психолого-педагогическое сопровождение учебно-воспитательного процесса современной школы. Материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием «Профессиональное гигиеническое обучение. Формирование здорового образа жизни детей, подростков и молодежи». - М.: Изд-во Научного центра здоровья детей РАМН, 2006. - С. 138-139.


31.Вирабова А.Р. Влияние личностно-ориентированной системы обучения на укрепление здоровья и формирование здорового образа жизни школьников. Материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием «Профессиональное гигиеническое обучение. Формирование здорового образа жизни детей, подростков и молодежи». - М.: Изд-во Научного центра здоровья детей РАМН, 2006. - С. 138.


30.Вирабова А.Р. К оценке здоровьесберегающего потенциала современной школы. Вопросы современной педиатрии (научно-практический журнал Союза педиатров России). - 2006. - № 1. Т.5. - С. 107.


29.Гигиеническая оценка ресурсного обеспечения школы полного дня. Вопросы современной педиатрии (научно-практический журнал Союза педиатров России). - 2006. - № 1. Т.5. - С. 106-107.


28.Вирабова А.Р. Особенности физического развития и здоровья учащихся в условиях личностно ориентированного обучения. Вопросы современной педиатрии (научно-практический журнал Союза педиатров России). - 2006. - № 1. Т.5. - С. 105-106.


27.Вирабова А.Р. Содержание и организация здоровьесберегающего образовательного пространства в образовательном учреждении. Материалы Научно-практической конференция «Проблемы и перспективы развития профессиональной компетентности организаторов образования» ФПКиППРО МПГУ. - М., 2006 г. - С. 504-509.


26.Вирабова А.Р. Здоровьесберегающая образовательная среда в школе личностно-ориентированного направления. Кубанский научный медицинский вестник. - 2006. - № 1-2 (82-83). - С. 21-23.


25.Кучма В.Р., Вирабова А.Р. Физиолого-гигиеническая оценка личностно-ориенти-рованного обучения детей. Гигиена и санитария. - 2006. - № 1. - С. 74-75.


24.Степанова М.И. Вирабова А.Р. Особенности адаптации детей в условиях личностно-ориентированного обучения. Монография «Научно-методические основы изучения адаптации детей и подростков к условиям жизнедеятельности». - М.: НЦЗД РАМН, 2005. - С. 26-34.


23.Вирабова А.Р. Физиолого-гигиенические основы личностно-ориентированного обучения детей: стратегия, структура, образовательные технологии, ресурсы. Вестник Оренбургского государственного университета (приложение) «Здоровьесберегающие технологии в образовании». - 2005. - № 11. - С. 66-71.


22.Носкин Л.А., Кучма В.Р., Вирабова А.Р. Принципы создания методов полисистемного саногенетического мониторинга. Монография «Педагогическая санология». - М.: МООО, 2005. - С. 96-121.


21.Вирабова А.Р. Ресурсное обеспечение благополучия детей в условиях личностно-ориентированного обучения. Информационный бюллетень «Здоровье населения и среда обитания». - 2005. - № 11 (152). - С. 39-43.


20.Вирабова А.Р. Физиолого-гигиенические основы личностно-ориентированного обучения детей: стратегия, структура, образовательные технологии, ресурсы. Вестник Санкт-Петербургской медицинской академии им.И.И.Мечникова. - 2005. - № 3. - С. 69-75.


19.Дмитриева О.С., Карганов М.Ю., Вирабова А.Р. и др. Изменения в характере обменных процессов у детей, выявляемых методом лазерной корреляционной спектроскопии, в условиях различных питьевых режимов. Монография «Научно-методические основы изучения адаптации детей и подростков к условиям жизнедеятельности». - М.: НЦЗД РАМН, 2005. - С. 64-70.


18.Вирабова А.Р. Физиолого-гигиенические критерии оценивания персонализации образовательного процесса в школе. Материалы III Всероссийской научно-практической конференции «Дети России Образованны и Здоровы». - М., 2005. - С. 205-208.


17.Вирабова А.Р. Рефлексивное управление процессом сохранения здоровьесберегающего потенциала ученика в условиях формирования личностно-ориентированной образовательной среды. Материалы IX Международной научно-практической конференции по проблеме «Развитие профессиональной компетентности участников образовательного процесса как ведущее условие обеспечения качества образования». - Тамбов, 2005. - С. 85-87.


16.Кучма В.Р., Вирабова А.Р. Использование здоровьесберегающих образовательных технологий для коррекции экологически обусловленных нарушений здоровья школьников. Материалы Всероссийской научно-практической конференции «Экологически обусловленные нарушения здоровья. Методологические проблемы и пути их решения». - Ангарск, 2005. - С. 207-210.


15.Кучма В.Р., Вирабова А.Р. Использование здоровьесберегающих образовательных технологий в зависимости от морфо-функциональных особенностей детей в современной школе. Материалы V Сибирского физиологического съезда. - Томск: Сибирский государственный медицинский университет, 2005. - С. 163.


14.Вирабова А.Р. Информатизация личностно-ориентированного образовательного процесса в средней школе. Материалы Международной научно-практической конференции «Информатизация образования - 2005». - Елец: Елецкий государственный университет им.Бунина, 2005. - С. 400-403


13.Вирабова А.Р., Меркулов П.В. Информационные технологии в условиях системы личностно-ориентированного образования в НОУ ЧГЭШ «Самсон». Материалы Научно-практической конференции «Образовательные технологии XXI века». - М., 2005. - С. 179-182


12.Кучма В.Р., Вирабова А.Р. Здоровьесберегающие образовательные технологии в современной школе. Материалы Российской научно-практической конференции «Актуальные проблемы педиатрии и дерматологии». - Орел, 2005. - С. 123-126


11.Вирабова А.Р., Меркулов П.В. Использование информационных технологий в условиях построения системы личностно-ориентированного образования в средней школе. Материалы Научно-практической конференции «Информационные технологии в науке, образовании, искусстве». - СПб: Институт образовательных технологий РГПУ им.Герцена, 2005. - С. 197-200


10.Вирабова А.Р. На пути модернизации образования. Материалы по итогам конкурса «Школа года - 2004» Департамента образования г.Москвы. - М., 2004. - С. 97-99


9.Вирабова А.Р. Комплексный здоровьесберегающий метод личностно-ориентированного образования. Единый спортивный час. М., 2004. - РАО. - 5 с.


8.Вирабова А.Р., Литвинова Т.Я. Карта психологического обследования учащихся. Методико-практическое пособие. М., 2001. - РАО. - 25 с.


7.Вирабова А.Р. Дневник ученика. Учебно-практическое пособие. М., 2001. - РАО. - 165 с.


6.Вирабова А.Р. Ученический билет. Учебно-практическое пособие. М., 2001. – РАО. - 1 с.


5.Вирабова А.Р. Комплексный план школы. Учебно-методическое пособие. М., 2001. - РАО. - 150 с.


4.Вирабова А.Р., Мазина Н.М., Мандель А.Ш., Куршакова Т.С. Лазеротерапия в комплексном лечении больных акантолитической пузырчаткой. Сборник статей и тезисов докладов пленумов правдения ВНДМОДВ. Душанбе, 1988.


3.Вирабова А.Р. Опыт применения лазеротерапии в комплексном лечении больных акантолитической пузырчаткой. Тезисы докладов 8-го Всесоюзного съезда дерматовенерологов. М., 1985, Ч.1 – С.42-43


2.Вирабова А.Р., Скрипкин Ю.К., Каламкарян А.А. и др. Лазеротерапия в комплексном лечении больных истинной пузырчаткой. Вестник дерматологии и венерологии. 1985, № 3 – С.4-6


  1. Вирабова А.Р., Мандель А.Ш. Применение лазеротерапии в комплексном лечении больных истинной пузырчаткой. Материалы III Республиканской научной конференции молодых дерматовенерологов. Тбилиси, 1984 – С.76
© 2022 Все права защищены
Политика конфиденциальности
Согласие на обработку персонаьных данных
Договор оферты