Директор Центра образования "САМСОН"
профессор, доктор медицинских наук
профессор, д.м.н. А.Р.Вирабова
Список печатных работ Вирабовой Анны Рафаиловны
111. Вирабова А.Р. Шклярова О.А. Гигиенические и психолого-педагогические принципы воспитания и сохранения здоровья детей периода раннего детства. В сборнике: Шамовские чтения. Сборник статей XVI Международной научно-практической конференции. В 2-х томах. Москва, 2024. С. 646-652.
106. Кучма В.Р., Гудинова Ж.В., Вирабова А.Р., Лапонова Е.Д., Молдованов В.В., Рапопорт И.К., Сафонкина С.Г., Соколова С.Б., Чубаровский В.В. Гигиена детей и подростков. Государственный контроль в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия детского населения в терминах и определениях. Более 250 терминов : учебно-методическое пособие / под ред. В.Р.Кучмы ; ФГАО ВО Первый МГМУ имени И.М.Сеченова Минздрава России (Сеченовский Университет). – М.: Издательство Сеченовского Университета, 2023. – 54 с.
105. Вирабова А.Р., Кучма В.Р., Шклярова О.А. Комплексный подход к использованию ресурсов для здоровьесбережения детей и подростков в личностно-ориентированной образовательной среде современной школы. Антропологическая дидактика и воспитание (электронный научно-методический журнал). – М.: Научно-исследовательский центр «Универсум» - 2022. том 5, №2, С.10-23
104. Вирабова А.Р. Практические рекомендации родителям для сохранения здоровья детей : Из практики здоровьесберегающего образования / д.м.н. А.Р. Вирабова, – Москва : Пробел-2000, 2022. – 101 с.: ил.
103. Вирабова А.Р., Жучкова С.Н. Медико-психолого-педагогическое сопровождение обучающихся дошкольно-школьной образовательной организации в условиях распространения новой коронавирусной инфекции. Вопросы школьной и университетской медицины и здоровья (научно-практический рецензируемый журнал) - М.: РОШУМЗ, 2021 - №4 – С. 53-56
95. V.R. Kuchma, Anna Yu. Makarova, Nataliya L. Yamschikova, Elena V. Naryshkina, Anna R. Virabova, Artem A. Fedorinin. Medical students' awareness of Covid-19 in distance learning (Кучма В.Р., Макарова А.Ю., Ямщикова Н.Л., Нарышкина Е.В., Вирабова А.Р., Федоринин А.А. Информированность студентов медицинского вуза о Covid-19 в условиях дистанционного обучения). International Journal of Preventive Medicine, 2021 загрузить статью...
94.Вирабова А.Р., Прибыткова О.В., Иванова Л.Н. Управленческая компетентность куратора как фактор успешности патриотического воспитания обучающихся в школе «Самсон». Горизонты и риски развития образования в условиях системных изменений и цифротизации: сборник научных трудов Международной научно-практической конференции «Шамовские педагогические чтения научной школы Управления образовательными системами», 25 января 2020 г. В 2 ч. Ч.1. - М.:МАНПО, 5 за знания, 2020 - С.644-648
93.Вирабова А.Р., Шклярова О.А., Поддуба С.Г. Профессионально-личностное здоровье педагогических работников как фактор успешности образовательной организации. Педагогическое образование и наука (научно-методический журнал). – М.: МАНПО, 2020. - №1. – С.23-28
92.Вирабова А.Р. Из практики здоровьесберегающего образования. Библиотечка заботливых родителей. Сборник практических рекомендаций - М., НРИС, 2018 - 13 буклетов.
91.Вирабова А.Р. Здоровьесберегающие ресурсы современного комплекса детский сад - школа в личностно-ориентированной педагогике. Сборник статей «Учение Т.И.Шамовой в практической деятельности дошкольных и школьных образовательных организаций» / под ред. член-корр.РАН, проф., д.м.н. Кучмы В.Р., проф., д.м.н. Вирабовой А.Р. - М.: ООО Буки-Веди, 2018 - С.33-50
90.Вирабова А.Р. Здоровьесберегающие ресурсы современного комплекса детский сад - школа в личностно-ориентированной педагогике. Научная школа Т.И.Шамовой: методолого-теоретические и технологические ресурсы развития образовательных систем: Сборник статей Х Международной научно-практической конференции «Шамовские педагогические чтения научной школы Управления образовательными системами (25 января 2018 г.) / Отв. ред. С.Г.Воровщиков, О.А.Шклярова. В 2 ч. Ч.2 - М.: 5 за знания; МПГУ, 2018 - С.391-395
89.Вирабова А.Р., Харламова Л.А. Воспитание отношения детей к здоровому образу жизни через подвижную деятельность во время русской народной игры. Вариативность технологий здоровьесбережения в дошкольном и школьном образовании / под ред. член-корр.РАН, проф., д.м.н. Кучмы В.Р., проф., д.м.н. Вирабовой А.Р. - М.: Пробел-2000, 2017 - С.230-234
88.Вирабова А.Р., Иванова Л.Н. Формирование мотивации у детей, подростков и молодежи к здоровому образу жизни. Вариативность технологий здоровьесбережения в дошкольном и школьном образовании / под ред. член-корр.РАН, проф., д.м.н. Кучмы В.Р., проф., д.м.н. Вирабовой А.Р. - М.: Пробел-2000, 2017 - С.82-85
87.Вирабова А.Р., Авдошина Н.И. Формирование культуры здоровья учащихся в системе воспитательной работы школы здоровья «Самсон». Вариативность технологий здоровьесбережения в дошкольном и школьном образовании / под ред. член-корр.РАН, проф., д.м.н. Кучмы В.Р., проф., д.м.н. Вирабовой А.Р. - М.: Пробел-2000, 2017 - С.66-74
86.Вирабова А.Р., Беседина Н.Г. Здоровье и образование детей - движение в двух направлениях. Вариативность технологий здоровьесбережения в дошкольном и школьном образовании / под ред. член-корр.РАН, проф., д.м.н. Кучмы В.Р., проф., д.м.н. Вирабовой А.Р. - М.: Пробел-2000, 2017 - С.25-33
85.Вирабова А.Р. Рефлексивное управление системой ресурсов здоровьесберегающей школы. Вариативность технологий здоровье-сбережения в дошкольном и школьном образовании / под ред. член-корр.РАН, проф., д.м.н. Кучмы В.Р., проф., д.м.н. Вирабовой А.Р. - М.: Пробел-2000, 2017 - С.12-21
84.Вирабова А.Р., Поддуба С.Г., Авдошина Н.И. Управление процессом социализации обучающихся в условиях образовательной организации. Сборник статей Восьмых Всероссийских Шамовских педагогических чтений научной школы Управления образовательными системами «Перспективы развития отечественного образования: приоритеты и решения» - М.: МПГУ, 2016 - С.201-205.
83.Вирабова А.Р., Харламова Л.А. Экологическое воспитание и решение проблем безопасности жизнедеятельности детей и молодежи в неблагоприятных условиях окружающей среды. Здоровьесбережение и экологическое воспитание как главное направление реализации национальной стратегии действий в интересах детей России на 2012-2017 г.г. / 2-е изд. - М.: Пробел-2000, 2015 - С.26-31.
82.Вирабова А.Р., Картавенко Л.В. Здоровьесберегающие технологии в школе здоровья «Самсон». Здоровьесбережение и экологическое воспитание как главное направление реализации национальной стратегии действий в интересах детей России на 2012-2017 г.г. / 2-е изд. - М.: Пробел-2000, 2015 - С.13-20.
81.Вирабова А.Р. Реализация Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 гг. в условиях образовательных учреждений. Здоровьесбережение и экологическое воспитание как главное направление реализации национальной стратегии действий в интересах детей России на 2012-2017 г.г. / 2-е изд. - М.: Пробел-2000, 2015 - С.10-12.
80.Вирабова А.Р., Дадонова И.А. Функции мониторинга в условиях инновационной работу НОЧУ СОШ «Центр образования «Самсон». Сборник статей Седьмых Всероссийских Шамовских педагогических чтений научной школы Управления образовательными системами «Отечественное образование: современное состояние и перспективы развития». М.МПГУ, 2015. - С.417-421
79.Вирабова А.Р., Авдошина Н.И. Актуальные направления организации воспитательного процесса в «Центре образования «Самсон». Сборник статей Седьмых Всероссийских Шамовских педагогических чтений научной школы Управления образовательными системами «Отечественное образование: современное состояние и перспективы развития». М.МПГУ, 2015. - С.287-290
78.Вирабова А.Р. Реализация Национальной стратегии действий в интересах детей России на 2012-2017 г.г. в условиях образовательных учреждений. Материалы IV Всероссийского Конгресса по школьной и университетской медицине с международным участием «Охрана здоровья и безопасность жизнедеятельности детей и подростков. Актуальные проблемы, тактика и стратегия действий». Санкт-Петербург: ООО «Эри», 2014. - С.58-60
77.Вирабова А.Р. Национальная стратегия действий в интересах детей России как главный критерий нормативно-правового обеспечения здоровьесберегающей среды в дошкольно-школьных образовательных организациях. Сборник статей Шестых Всероссийских Шамовских педагогических чтений научной школы Управления образовательными системами «Современная российская школа: социально-ориентированная модель управления». Москва, 2014. - С.161-164
76.Вирабова А.Р., Харламова Л.А. Экологическое воспитание и решение проблем безопасности жизнедеятельности детей и молодежи в неблагоприятных условиях окружающей среды. Здоровьесбережение и экологическое воспитание как главное направление реализации национальной стратегии действий в интересах детей России на 2012-2017 г.г. - М.: Пробел-2000, 2013 - С.26-31.
75.Вирабова А.Р., Картавенко Л.В. Здоровьесберегающие технологии в школе здоровья «Самсон». Здоровьесбережение и экологическое воспитание как главное направление реализации национальной стратегии действий в интересах детей России на 2012-2017 г.г. - М.: Пробел-2000, 2013 - С.13-20.
74.Вирабова А.Р. Реализация Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 гг. в условиях образовательных учреждений. Здоровьесбережение и экологическое воспитание как главное направление реализации национальной стратегии действий в интересах детей России на 2012-2017 г.г. - М.: Пробел-2000, 2013 - С.10-12.
73.Вирабова А.Р. Реализация Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 гг. в условиях образовательных учреждений. «Дети, молодежь и окружающая среда: здоровье, образование, экология: материалы второй международной научно-практической конференции, Барнаул / под ред. В.Р. Кучмы, И.Р. Лазаренко. – Барнаул: АлтГПА, 2013. – С.71.
72.Вирабова А.Р. Развитие здоровьесберегающей среды в системе образования на основе интеграции ресурсного обеспечения (монография). - М.: Пробел-2000, 2012. - 292 с.:илл.
71.Вирабова А.Р., Грекова Ю.В. Медицинская помощь детям в Центре образовая «Школа здоровья «Самсон». Сборник материалов XVI Конгресса педиатров России с международным участием «Актуальные проблемы педиатрии». – Москва, 2012 – С.128.
70.Вирабова А.Р. Новые технологии профилактической и оздоровительной работы в дошкольно-школьном центре непрерывного образования. Материалы 3-го Всероссийского конгресса с международным участием по школьной и университетской медицине «Актуальные проблемы здоровья детей и подростков и пути их решения». Под редакцией чл.-корр. РАМН, профессора В.Р.Кучмы – Москва, 2012 - С.85-87.
69.Вирабова А.Р. Управление развитием здоровьесберегающей среды в образовательном учреждении: теоретические и практические подходы к решению проблемы. Сборник статей Четвертых Всероссийских Шамовских педагогических чтений научной школы Управления образованием «Модернизация системы отечественного образования: современные проблемы и эффективные управленческие решения». Москва, 2012.
68.Вирабова А.Р. Прикладная кинезиология - новые возможности для реабилитации спортсменов. Материалы II-й Всероссийской (с международным участием) научно-практической конференции «Спортивная медицина. Здоровье и физическая культура. Сочи 2011» /Под общ. ред. С.Е.Павлова/ - Сочи, 2011 - С.246-248.
67.Вирабова А.Р. Влияние физической культуры на процесс развития личности в условиях Центра образования «Школа здоровья «Самсон». Материалы VI Региональной научно-практической конференции по физической культуре и спорту «Спорт и образование». - Москва, 2011 - С. 29-33.
66.Вирабова А.Р. Поликарпова И.В. Управление процессами развития личности в условиях Центра образования «Школа здоровья «Самсон». Сборник статей Третьих Всероссийских Шамовских педагогических чтений научной школы Управления образованием «Научное наследие Т.И. Шамовой и его влияние на решение актуальных проблем современной школы». Том 2. Москва, 2011 - С.28-31
65.Вирабова А.Р. Ерилова С.М. Психолого-педагогическое сопровождение учащихся в учебно-воспитательном процессе личностно-ориентированной школы. Сборник статей Третьих Всероссийских Шамовских педагогических чтений научной школы Управления образованием «Научное наследие Т.И. Шамовой и его влияние на решение актуальных проблем современной школы». Том 2. Москва, 2011, С.16-19
64.Вирабова А.Р. Авдошина Н.И. Воспитательный процесс как составная часть системы ресурсов Центра образования «Школа здоровья «Самсон». Сборник статей Третьих Всероссийских Шамовских педагогических чтений научной школы Управления образованием «Научное наследие Т.И. Шамовой и его влияние на решение актуальных проблем современной школы». Том 2. Москва, 2011 - С.113-115
63.Вирабова А.Р. Здоровьесберегающее образование в личностно-ориентированных школах. Сборник статей Третьих Всероссийских Шамовских педагогических чтений научной школы Управления образованием «Научное наследие Т.И. Шамовой и его влияние на решение актуальных проблем современной школы». Том 2. Москва, 2011 - С.332-334
62.Virabova A. Medical-psychologo-pedagogical accompaniment in the system of personal-orienting education in the school of the capital city of Moscow. 16th Congress of the European Union for School and University Health and Medicine «EUSUHM-2011» «Education and health from childhood to adult life», Moscow, 2011. - C.289
60.Вирабова А.Р. Здоровьесбережение и личностно-ориентированное образование в столичных школах. Материалы XV Конгресса педиатров России с международным участием. Москва, 2011. - С.115-116
59.Вирабова А.Р. Концепция построения модели ресурсного обеспечения здоровьесберегающей среды в образовательном учреждении. Новой школе - здоровые дети: материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. - Воронеж: Воронежский государственный педагогический университет, 2010. - С.28-29
58.Вирабова А.Р., Кольчугина Л.Г. Система сохранения психического здоровья учеников в условиях Центра образования «Школа Здоровья «Самсон». Сборник статей по материалам Вторых педагогических чтений научной школы управления образованием «Повышение профессиональной компетентности работников образования: актуальные проблемы и перспективные решения». – М.: Издательство МПГУ, 2010 - С. 160-163
57.Вирабова А.Р. «Ресурсное обеспечение благополучия детей в условиях личностно-ориентированной здоровьесберегающей школы». Сборник статей по материалам Вторых педагогических чтений научной школы управления образованием «Повышение профессиональной компетентности работников образования: актуальные проблемы и перспективные решения». – М.: Издательство МПГУ, 2010 - С. 156-160
56.Вирабова А.Р., Кольчугина Л.Г. Проблемы психического здоровья учащихся и их решение в условиях Центра образования «Школа Здоровья «Самсон». Материалы II Конгресса Российского общества школьной и университетской медицины и здоровья с международным участием. - М.: Издатель Научный центр здоровья детей РАМН, 2010 - С.675-679
55.Вирабова А.Р. Личностно-ориентированное обучение как важная составляющая часть здоровьесбережения детей. Школа здоровья (научно-методический журнал) № 4 - 2009, М. – С.9-12
54.Вирабова А.Р. Здоровьесбережение и личностно-ориентированное образование в столичных школах. Материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием «Гигиена детей и подростков: история и современность (проблемы и пути решения)» - М.: Издатель НЦЗД РАМН, 2009 - С.80-81
53.Вирабова А.Р. «Рефлексивное управление системой ресурсов здоровье-сберегающей школы». Сборник материалов Семинара для руководителей учреждений образования ЮАО г.Москвы «Презентация образовательной модели «Центра образования «Школы Здоровья «Самсон», М.: Издатель НОУ ЧГЭШ «Самсон», 2009 – С.4-13
52.Вирабова А.Р. «Рефлексивное управление развитием здоровье-сберегающей среды в школе на ресурсной основе». Сборник Южного окружного управления образования Департамента образования г.Москвы «Опыт реализации инновационных проектов негосударственных образовательных учреждений как ресурс повышения качества образования». – М., 2009 - /в печати/
51.Вирабова А.Р. «Ресурсное обеспечение благополучия детей в условиях личностно-ориентированной здоровьесберегающей школы». Сборник научных трудов по результатам Первых Шамовских педагогических чтений «Становление и развитие управленческой науки в системе повышения квалификации руководителей образования». – М.: Издательство МПГУ, 2009 - /в печати/
50.Вирабова А.Р. «Рефлексивное управление развитием здоровье-сберегающей среды в школе на ресурсной основе». Сборник материалов Городского круглого стола руководителей образовательных учреждения и Департамента образования г.Москвы «Опыт реализации инновационных проектов негосударственных образовательных учреждений как ресурс повышения качества образования». – М., 2009 - /в печати/
49.Вирабова А.Р. Интеграция кадровых, информационных и материальных ресурсов в целях здоровьесбережения школьников. Педагогическое образование и наука (научно-методический журнал). – М.: МАНПО, 2009 /в печати/
48.Вирабова А.Р. Управление ресурсами здоровьесберегающей школы. Специальный выпуск научно-методического журнала «Управление образованием» (научно-методический журнал) – М., 2009. - №1 – С.106-109
47.Вирабова А.Р. Здоровьесберегающая школа – ведущий фактор охраны здоровья детей. Сборник материалов II Всероссийской научно-практической конференции с международным участием «Диагностика, профилактика и коррекция нарушений опорно-двигательного аппарата у детей и подростков». – М.: Издатель НЦЗД РАМН, 2008 – С.29-31
46.Вирабова А.Р. Формирование физической культуры личности учащихся школы полного дня. Материалы Всероссийской научно-практической конференции «Ценностные приоритеты здоровья и профессионально-личностного развития студентов в образовательном пространстве физической культуры», - М.:МАНПО, 2008 – С.47-52
45.Вирабова А.Р. Управление развитием здоровьесберегающей среды в школе на ресурсной основе. Педагогическое образование и наука (научно-методический журнал). – М.: МАНПО, 2008. - №1. – С.84-89
44.Вирабова А.Р. Формирование физического и психического здоровья школьников на основе системы ресурсного обеспечения здоровьесберегающей образовательной среды. Сборник материалов V Международной научно-практической конференции «Актуальные проблемы охраны физического и психического здоровья учащейся молодежи в современной техногенно-технологической среде». – Брянск, 2008. – С.27-32
43.Вирабова А.Р. Управление развитием здоровьесбережения среды в школе на ресурсной основе. I Конгресс Российского общества школьной и университетской медицины и здоровья (материалы конгресса). – М.: Издатель НЦЗД РАМН, 2008. – С.39-40
42.Вирабова А.Р. Модернизация образования – фактор развития инновационных процессов в России. Материалы I Всероссийского педагогического конгресса «Кадровые ресурсы инновационного развития образовательной системы»: в 4-х ч. – ч.2. – М.: МАНПО, 2007. – С.154-157
41.Вирабова А.Р. Управление развитием здоровьесберегающей среды в школе на ресурсной основе. «Народное образование» научно-методический журнал, № 3 -2006, М. – С.87-90
40.Вирабова А.Р. Ресурсное обеспечение здоровьесбережения детей в условиях личностно-ориентированного обучения. Материалы Всероссийской научно-практической конференции «Здоровье школьников. Профилактика социально-значимых заболеваний». - Тверь, 2006. - С.82-84
39.Вирабова А.Р. Медицинское обеспечение личностно-ориентированного обучения в современной школе. Материалы II Всероссийского форума «Здоровье нации - основа процветания России» (раздел «Здоровье нации и здравоохранение). - М. - 2006. - С. 113-115.
38.Панкова Н.Б., Хлебникова Н.Н., Вирабова А.Р. и др. Особенности реакции сердечно-сосудистой системы у первоклассников на начало школьного обучения. Российский педиатрический журнал. - 2006. - №7. - С.34-37.
37.Вирабова А.Р., Кучма В.Р., Степанова М.И. Личностно ориентированное обучение детей и подростков: гигиенические проблемы и пути решения (монография). – М.: «Пробел-2000», 2006. - 436 с.: ил.
36.Кучма В.Р., Ежова О.А., Вирабова А.Р. и др. Определение зон повышенного риска развития аллергических заболеваний при массовых обследованиях с использованием метода лазерной корреляционной спектроскопии. Материалы Всероссийской научно-практической конференции «Медицинские и эколого-гигиенические проблемы аллергических заболеваний кожи и распираторного тракта у детей и подростков». - Сочи, 2006. - С. 78-82.
35.Вирабова А.Р. Влияние личностно-ориентированной здоровьесберегающей образовательной среды на состояние здоровья школьников. Материалы V Международной научно-методической конференции «Актуальные проблемы сохранения и укрепления состояния здоровья подрастающего поколения Сибирского региона». - Иркутск, 2006. - С. 208-210.
34.Вирабова А.Р. Ресурсное обеспечение школы полного дня. Материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием «Профессиональное гигиеническое обучение. Формирование здорового образа жизни детей, подростков и молодежи». - М.: Изд-во Научного центра здоровья детей РАМН, 2006. - С. 141-142.
33.Вирабова А.Р. Теоретические и методические особенности процесса физического воспитания в школе полного дня. Материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием «Профессиональное гигиеническое обучение. Формирование здорового образа жизни детей, подростков и молодежи». - М.: Изд-во Научного центра здоровья детей РАМН, 2006. - С. 139-141.
32.Вирабова А.Р. Психолого-педагогическое сопровождение учебно-воспитательного процесса современной школы. Материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием «Профессиональное гигиеническое обучение. Формирование здорового образа жизни детей, подростков и молодежи». - М.: Изд-во Научного центра здоровья детей РАМН, 2006. - С. 138-139.
31.Вирабова А.Р. Влияние личностно-ориентированной системы обучения на укрепление здоровья и формирование здорового образа жизни школьников. Материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием «Профессиональное гигиеническое обучение. Формирование здорового образа жизни детей, подростков и молодежи». - М.: Изд-во Научного центра здоровья детей РАМН, 2006. - С. 138.
30.Вирабова А.Р. К оценке здоровьесберегающего потенциала современной школы. Вопросы современной педиатрии (научно-практический журнал Союза педиатров России). - 2006. - № 1. Т.5. - С. 107.
29.Гигиеническая оценка ресурсного обеспечения школы полного дня. Вопросы современной педиатрии (научно-практический журнал Союза педиатров России). - 2006. - № 1. Т.5. - С. 106-107.
28.Вирабова А.Р. Особенности физического развития и здоровья учащихся в условиях личностно ориентированного обучения. Вопросы современной педиатрии (научно-практический журнал Союза педиатров России). - 2006. - № 1. Т.5. - С. 105-106.
27.Вирабова А.Р. Содержание и организация здоровьесберегающего образовательного пространства в образовательном учреждении. Материалы Научно-практической конференция «Проблемы и перспективы развития профессиональной компетентности организаторов образования» ФПКиППРО МПГУ. - М., 2006 г. - С. 504-509.
26.Вирабова А.Р. Здоровьесберегающая образовательная среда в школе личностно-ориентированного направления. Кубанский научный медицинский вестник. - 2006. - № 1-2 (82-83). - С. 21-23.
25.Кучма В.Р., Вирабова А.Р. Физиолого-гигиеническая оценка личностно-ориенти-рованного обучения детей. Гигиена и санитария. - 2006. - № 1. - С. 74-75.
24.Степанова М.И. Вирабова А.Р. Особенности адаптации детей в условиях личностно-ориентированного обучения. Монография «Научно-методические основы изучения адаптации детей и подростков к условиям жизнедеятельности». - М.: НЦЗД РАМН, 2005. - С. 26-34.
23.Вирабова А.Р. Физиолого-гигиенические основы личностно-ориентированного обучения детей: стратегия, структура, образовательные технологии, ресурсы. Вестник Оренбургского государственного университета (приложение) «Здоровьесберегающие технологии в образовании». - 2005. - № 11. - С. 66-71.
22.Носкин Л.А., Кучма В.Р., Вирабова А.Р. Принципы создания методов полисистемного саногенетического мониторинга. Монография «Педагогическая санология». - М.: МООО, 2005. - С. 96-121.
21.Вирабова А.Р. Ресурсное обеспечение благополучия детей в условиях личностно-ориентированного обучения. Информационный бюллетень «Здоровье населения и среда обитания». - 2005. - № 11 (152). - С. 39-43.
20.Вирабова А.Р. Физиолого-гигиенические основы личностно-ориентированного обучения детей: стратегия, структура, образовательные технологии, ресурсы. Вестник Санкт-Петербургской медицинской академии им.И.И.Мечникова. - 2005. - № 3. - С. 69-75.
19.Дмитриева О.С., Карганов М.Ю., Вирабова А.Р. и др. Изменения в характере обменных процессов у детей, выявляемых методом лазерной корреляционной спектроскопии, в условиях различных питьевых режимов. Монография «Научно-методические основы изучения адаптации детей и подростков к условиям жизнедеятельности». - М.: НЦЗД РАМН, 2005. - С. 64-70.
18.Вирабова А.Р. Физиолого-гигиенические критерии оценивания персонализации образовательного процесса в школе. Материалы III Всероссийской научно-практической конференции «Дети России Образованны и Здоровы». - М., 2005. - С. 205-208.
17.Вирабова А.Р. Рефлексивное управление процессом сохранения здоровьесберегающего потенциала ученика в условиях формирования личностно-ориентированной образовательной среды. Материалы IX Международной научно-практической конференции по проблеме «Развитие профессиональной компетентности участников образовательного процесса как ведущее условие обеспечения качества образования». - Тамбов, 2005. - С. 85-87.
16.Кучма В.Р., Вирабова А.Р. Использование здоровьесберегающих образовательных технологий для коррекции экологически обусловленных нарушений здоровья школьников. Материалы Всероссийской научно-практической конференции «Экологически обусловленные нарушения здоровья. Методологические проблемы и пути их решения». - Ангарск, 2005. - С. 207-210.
15.Кучма В.Р., Вирабова А.Р. Использование здоровьесберегающих образовательных технологий в зависимости от морфо-функциональных особенностей детей в современной школе. Материалы V Сибирского физиологического съезда. - Томск: Сибирский государственный медицинский университет, 2005. - С. 163.
14.Вирабова А.Р. Информатизация личностно-ориентированного образовательного процесса в средней школе. Материалы Международной научно-практической конференции «Информатизация образования - 2005». - Елец: Елецкий государственный университет им.Бунина, 2005. - С. 400-403
13.Вирабова А.Р., Меркулов П.В. Информационные технологии в условиях системы личностно-ориентированного образования в НОУ ЧГЭШ «Самсон». Материалы Научно-практической конференции «Образовательные технологии XXI века». - М., 2005. - С. 179-182
12.Кучма В.Р., Вирабова А.Р. Здоровьесберегающие образовательные технологии в современной школе. Материалы Российской научно-практической конференции «Актуальные проблемы педиатрии и дерматологии». - Орел, 2005. - С. 123-126
11.Вирабова А.Р., Меркулов П.В. Использование информационных технологий в условиях построения системы личностно-ориентированного образования в средней школе. Материалы Научно-практической конференции «Информационные технологии в науке, образовании, искусстве». - СПб: Институт образовательных технологий РГПУ им.Герцена, 2005. - С. 197-200
10.Вирабова А.Р. На пути модернизации образования. Материалы по итогам конкурса «Школа года - 2004» Департамента образования г.Москвы. - М., 2004. - С. 97-99
9.Вирабова А.Р. Комплексный здоровьесберегающий метод личностно-ориентированного образования. Единый спортивный час. М., 2004. - РАО. - 5 с.
8.Вирабова А.Р., Литвинова Т.Я. Карта психологического обследования учащихся. Методико-практическое пособие. М., 2001. - РАО. - 25 с.
7.Вирабова А.Р. Дневник ученика. Учебно-практическое пособие. М., 2001. - РАО. - 165 с.
6.Вирабова А.Р. Ученический билет. Учебно-практическое пособие. М., 2001. – РАО. - 1 с.
5.Вирабова А.Р. Комплексный план школы. Учебно-методическое пособие. М., 2001. - РАО. - 150 с.
4.Вирабова А.Р., Мазина Н.М., Мандель А.Ш., Куршакова Т.С. Лазеротерапия в комплексном лечении больных акантолитической пузырчаткой. Сборник статей и тезисов докладов пленумов правдения ВНДМОДВ. Душанбе, 1988.
3.Вирабова А.Р. Опыт применения лазеротерапии в комплексном лечении больных акантолитической пузырчаткой. Тезисы докладов 8-го Всесоюзного съезда дерматовенерологов. М., 1985, Ч.1 – С.42-43
2.Вирабова А.Р., Скрипкин Ю.К., Каламкарян А.А. и др. Лазеротерапия в комплексном лечении больных истинной пузырчаткой. Вестник дерматологии и венерологии. 1985, № 3 – С.4-6